Как регулируются транспортные соглашения, в том числе при международной перевозке
Договор перевозки и договор транспортной экспедиции (ТЭ) координируют разные источники.
Договор перевозки:
- гл. 40 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ);
- уставы (железнодорожного и автомобильного транспорта);
- кодексы (воздушный, внутреннего водного транспорта, торгового мореплавания);
- законы («Об организации регулярных перевозок…» от 13.07.2015 № 220-ФЗ и др.).
Договор транспортной экспедиции:
- гл. 41 ГК РФ;
- закон «О транспортно-экспедиционной…» от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее — Закон № 87-ФЗ);
- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил…» от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила), приказ Минтранса РФ «Об утверждении Порядка…» от 11.02.2008 № 23 (далее — приказ № 23) и др.
Существенное различие рассматриваемых договоров заключается в том, что перевозка зачастую не требует оформления письменного соглашения. Транспортная же экспедиция, включающая различные вариации услуг, в первую очередь регулируется именно подписанным обеими сторонами договором.
Когда речь идет о международных перевозках, в силу вступают нормы международного права (ст. 15 Конституции РФ), которые имеют приоритет над национальным законодательством: Конвенции о международных воздушных перевозках (Варшава, 12.10.1929), договоре международной дорожной перевозки грузов (Женева, 19.05.1956) и др.
Не легализованные в РФ международные нормы применяются, только если на это прямо указывается в договоре перевозки (или договоре транспортной экспедиции при международной перевозке).
Смешанный договор с экспедитором на перевозку грузов
Главные обязанности перевозчика:
- соблюсти сроки доставки;
- сохранить груз;
- выдать товар получателю в конечном пункте.
Ключевой обязанностью экспедитора является услуга по организации перевозки груза (абз. 1 п. 1 ст. 801 ГК РФ). Если в тексте не будет прописано это условие, договор можно считать незаключенным.
Существует мнение, что транспортная экспедиция вторична по отношению к договорам перевозок, так как экспедиция не может осуществляться без перевозки. В связи с этим нередки случаи, когда функции экспедитора берет на себя перевозчик (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае с клиентом заключается либо две отдельных сделки (на перевозку и экспедиторство), либо один смешанный договор. Контракт при этом подпадает под юрисдикцию сразу двух видов норм: о перевозке и о транспортной экспедиции.
Образец смешанного договора перевозки и транспортной экспедиции можно скачать ниже:
Предмет договоров
Оба соглашения относятся к категории транспортных договоров, однако предмет их различен.
По договору перевозки грузов перевозчик непосредственно доставляет груз назначенному лицу (в конечный пункт), а отправитель оплачивает данную услугу. Если в тексте не определено место назначения, контракт является беспредметным, т. е. незаключенным.
ВАЖНО! Перемещение груза по данному договору осуществляется только с помощью транспортного средства (п. 1 ст. 791 ГК РФ). Не считается перевозкой перетаскивание объекта, сплав плотов по реке, подъем на высоту и т. п.
Предметом же транспортной экспедиции является не сама перевозка груза, а связанные с ней услуги и организация их выполнения:
- выбор маршрута и транспорта;
- заключение договора перевозки от своего имени или имени заказчика;
- отправка и получение груза;
- получение документов на экспорт или импорт;
- решение таможенных вопросов;
- проверка состояния груза;
- погрузка, выгрузка;
- оплата пошлин и иных расходов;
- получение и хранение товара;
- иные действия, связанные с транспортировкой груза.
Таким образом, предмет также является одним из отличий договора перевозки и договора транспортной экспедиции друг от друга. Экспедиционный договор регулирует весь спектр операций, сопровождающих перемещение груза от начальной до конечной точки, предмет же перевозки более узкий и конкретный.
Документы оформления сделок
Помимо предмета рассматриваемые сделки различаются перечнем сопутствующих документов:
- В силу п. 2 ст. 785 ГК РФ, как уже говорилось выше, договор перевозки в письменной форме может не оформляться. Его заключение подтверждается выдачей отправителю транспортной накладной или иными документами. Согласно транспортным кодексам и уставам, перевозку могут сопровождать следующие бумаги:
- транспортная накладная (п. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта РФ);
- транспортная накладная и квитанция о приеме груза (ст. 25 Устава железнодорожного транспорта РФ);
- грузовая накладная (п. 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ);
- транспортная накладная, дорожная ведомость и квитанция о приеме груза (п. 2 ст. 67 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ);
- договор перевозки груза и чартер, коносамент (ст. 117 Кодекса торгового мореплавания РФ);
- К основному же договору на экспедиторские услуги, в соответствии с п. 5 Правил, оформляются бумаги, имеющие установленную приказом № 23 форму:
- поручение экспедитору, которое содержит перечень и условия предоставляемых услуг;
- экспедиторская расписка, подтверждающая передачу груза экспедитору;
- складская расписка (выписывается, если от клиента принимается товар на хранение).
Таким образом, при перевозке грузов законодатель не требует обязательного заключения договора как единого подписываемого сторонами документа. Соглашение же о транспортной экспедиции должно иметь простую письменную форму (п. 1 ст. 802 ГК РФ).
Образец договора транспортной экспедиции на перевозку грузов можно скачать ниже:
Претензии и срок исковой давности
Согласно законодательству (п. 1 ст. 797 ГК РФ, ст. 12, 13 закона № 87-ФЗ), все споры по договорам перевозки и экспедиции сначала необходимо попытаться разрешить с помощью досудебной претензии. Если предъявленные требования не будут удовлетворены или заявитель не получит на свою претензию никакого ответа по истечении 30 дней после ее получения, можно подавать исковое заявление.
Оформление, порядок и сроки досудебного урегулирования прописаны в соответствующих транспортных нормативных актах и законе № 87-ФЗ. Например, по транспортной экспедиции претензия направляется в течение 6 месяцев с момента возникновения такой потребности (п. 4 ст. 12 закона № 87-ФЗ). В отношении перевозок определены такие же (для железнодорожных и воздушных) или более длительные — 12 месяцев (для автомобильных, морских и внутренних водных) — претензионные сроки.
Срок исковой давности для обращения в суд по обеим сделкам составляет 1 год. Момент, с которого срок начинает течь, определяется по правилам, указанным в кодексах и уставах различных видов транспорта, а также ст. 13 Закона № 87-ФЗ.
Иные отличия договора экспедирования и договора перевозки друг от друга
Кроме вышеперечисленных рассматриваемые виды договоров также характеризуются следующими отличиями:
- По общему определению перевозка считается реальным договором, т. е. заключается при передаче груза. Хотя на некотором виде транспорта (морской, автомобильный) данная сделка может быть и консенсуальной. Договор же транспортной экспедиции всегда является консенсуальным.
- Положения п. 1 ст. 785 ГК РФ устанавливают возмездный характер перевозки. В противном случае суд может квалифицировать безвозмездное перемещение товара как обычную транспортировку для собственных нужд. Договор транспортной экспедиции — взаимообязывающий и возмездный.
- Участниками договора перевозки становятся грузоотправитель и перевозчик. Однако само действие осуществляется для удовлетворения потребностей грузополучателя, поэтому его можно назвать сделкой в интересах третьего лица. Сторонами транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент (грузоотправитель или грузополучатель). При этом договоры ТЭ могут быть заключены с множеством лиц по принципу «один клиент — несколько экспедиторов».
***
Итак, сравнительный анализ рассмотренных соглашений позволяет сделать вывод о кардинальных отличиях договора перевозки и договора транспортной экспедиции друг от друга. При этом транспортную экспедицию проще спутать с другими договорами на возмездные услуги, чем с перевозкой грузов, хотя обе сделки относятся к видам транспортных соглашений. Путаница может возникнуть только в случае, когда мы имеем дело со смешанным договором, т. к. документ может быть поименован исключительно как перевозка груза или как транспортная экспедиция, хотя по факту будет регулировать и ту и другую деятельность.
***
Вам будет интересно также ознакомиться с материалами, которые мы написали специально для нашего канала Дзен.