Когда выставляется претензия по договору подряда?

13 июня 2018 Резникова Анна Евгеньевна 0

Претензия по договору подряда является актом многопланового характера. Чтобы верно ее использовать, нужно знать условия обязательности, обычное содержание, сроки и порядок направления претензий. 

Суть и значение претензионного обращения

Претензией по договору подряда признается досудебное обращение заказчика к подрядчику и наоборот, содержащее требование исполнить обязательство или воздержаться от исполнения каких-либо действий в рамках соглашения. В зависимости от цели ее направления, содержания обращения и иных аспектов меняется правовое значение претензии:

  • Содержащая требование об исполнении обязанности претензия является основанием для возникновения, прекращения или изменения правоотношений. К примеру, через нее заказчик может изъявить желание отказаться от соглашения (постановление Федерального арбитражного суда (ФАС) Уральского округа от 30.01.2014 № Ф09-13731/13 по делу № А60-16620/2013), или обращение направляется для побуждения заказчика оплатить выполненную работу и т. д.
  • Не меняющая существа обязательства претензия обычно носит информационно-уведомительный характер.
  • Направление претензии по договору подряда может быть обязательным действием в рамках процедуры досудебного урегулирования спора. Законодательство не содержит императивного веления о выставлении претензии по подрядным работам до обращения в суд. Такое требование может предусматриваться договором сторон. В этом случае обязательно предварительное согласование порядка направления и рассмотрения обращений, установление сроков (постановление ФАС Московского округа от 15.04.2008 № К-А41/1421-08).

Ненаправление обязательного обращения повлечет оставление иска без рассмотрения арбитражным судом (ст. 148 АПК РФ) или возвращение заявления судом общей юрисдикции (ст. 135 ГПК РФ).

  • Направленным требованием может подтверждаться возникновение реальных отношений по договору, который суд ранее признал незаключенным (постановление ФАС Уральского округа от 11.11.2009 № Ф09-8667/09-С2 по делу № А50-4826/2009). 

Претензия о нарушении сроков оплаты и взыскании задолженности

Требование о выполнении обязанностей может быть связано с денежными задолженностями сторон. К примеру, в претензии по договору подряда стороны могут потребовать:

Истец

Требование

Юридическая квалификация

Судебное решение по аналогичному делу

Заказчик

Возвращение аванса

Задолженность

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.09.2010 № А15-1962/2007

Компенсация стоимости неиспользованных, но невозвращенных материалов

Неосновательное обогащение

Постановление 8-го Арбитражного апелляционного суда от 03.09.2010 № А70-1596/2010

Подрядчик

Оплата выполненных работ

Задолженность

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.01.2017 № Ф10-5188/2016 по делу № А08-4949/2015

Оплата части работ, выполненных до расторжения договора

Задолженность

Постановление ФАС Центрального округа от 23.07.2014 № А08-8086/2011

Просрочка оплаты или отказ от погашения задолженности влекут возникновение у сторон права истребовать не только сумму задолженности, но в разных ситуациях также процентов за пользование чужими средствами, неустойки или возмещения убытков. Это также может отражаться в обращении к контрагенту. 

Претензия о ненадлежащем исполнении иных обязательств

Предварительное обращение к контрагенту может быть связано с неисполнением иных обязательств.

Заказчики перед передачей иска в суд направляют подрядчику претензии с требованиями:

  • В основном вытекающими из качества переданного результата, несоответствующего заявленному в техническом задании:
    • ликвидировать обнаруженные в гарантийный срок недостатки;
    • компенсировать расходы на привлечение третьего лица для приведения результата работ к качественному состоянию;
    • соразмерно уменьшить цену сделки.
  • Предоставить информацию о правилах использования готового объекта.
  • Возвратить оборудование и материалы при досрочном расторжении соглашения и др.

Исполнители требуют:

  • Исполнения встречных обязательств по сделке:
    • предоставления объекта для переработки;
    • передачи документации;
    • выдачи материалов, оборудования и т. д.
  • Другое.

Содержание обращений между основным исполнителем и субподрядчиком аналогично вышеперечисленным, поскольку при заключении договора генерального подряда их статус приравнивается к заказчику и подрядчику соответственно. Если первоначальный договор подряда предусматривает взаимодействие заказчика и субподрядчика либо стороны заключили трехстороннюю сделку, то предъявление претензий становится возможными и между этими контрагентами. 

Срок предъявления претензий

По ст. 720 ГК РФ наниматель с привлечением исполнителя в порядке и в сроки, определенные договором, обязан осмотреть результат труда и либо принять его, либо незамедлительно заявить об условиях, препятствующих завершению сделки. Критерии «незамедлительности» законодательством не раскрываются. Это оценочная категория. Но они и не требуются. Для признания претензионного порядка обязательным требуется предварительное согласование вопросов порядка и сроков направления претензий по договору подряда.

ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 27.12.2007 № Ф04-246/2007(278-А70-11) указал, что несогласие с качеством полученного исполнения заказчик должен выразить в установленный договором срок. ВАС России в определении от 13.03.2009 № 2104/09 по делу № А50-9723/2007-Г02 отметил, что несоблюдение разумного срока на выдвижение замечаний лишает заказчика права истребовать компенсацию убытков, случившихся из-за устранения дефектов.

Хотя стороны свободны в определении временных границ, в реальности существуют некоторые ограничения. Предъявление претензий имеет значение только в пределах гарантийного срока и до истечения исковой давности.

Гарантийный срок — это временной интервал, в течение которого качество работ должно оставаться соответствующим заявленному при согласовании предмета сделки. В ст. 722 ГК РФ отмечается, что гарантийный срок по подрядным отношениям может устанавливаться законом, договором или обычаем.

Давность по искам, обусловленным подрядными правоотношениями, понимается как срок, в течение которого возможна судебная защита прав контрагентов. Этот срок может быть трехлетним (ст. 196 ГК РФ) или одногодичным (ст. 725 ГК РФ). 

Что нужно знать об образце претензионного обращения и порядке его направления

Императивных установлений о форме и содержании претензионного обращения не существует. Однако несоблюдение письменной формы поставит под угрозу порождение необходимых правовых последствий. К примеру, устное требование расторгнуть соглашение не влечет его прекращения и не подтверждает досудебной попытки урегулирования спора. Если обращение носит уведомительный характер, то его целям может служить и устная передача. Но опять в значительной степени теряется его доказательственное значение.

Направление претензий по договорам подряда осуществляется по правилу, установленному ст. 165.1 ГК РФ: претензия порождает последствия с момента ее доставки адресату. По смыслу статьи с учетом пп. 63–67 постановления Пленума ВС России «О применении судами...» от 23.06.2015 № 25, сообщение направляется гражданину или его представителю по месту жительства или иному адресу, который он указал как место получения корреспонденции. Предприниматели и организации также получают претензии по месту, указанному при регистрации, либо по определенному в договоре или обозначенному иным образом адресу.

Предоставление второй стороне недостоверных сведений о своем адресе или месте нахождения представителя налагает на контрагента риск неполучения претензионного сообщения. Направленные по указанным адресам претензии считаются полученными.

Стороны вправе условиться об обмене электронными сообщениями, направлении претензий по факсу или иным способом. 

***

Резюмируем. По договору подряда претензии — обращения с требованием осуществить исполнение обязательства, сообщения уведомительного характера, обязательные документы в рамках попытки разрешить спор без привлечения суда и т. д. Их направляют друг другу заказчик и подрядчик, а иногда также субподрядчик. Документы составляются после нарушения сроков оплаты, некачественного результата, непредоставления информации и т. д. Подача претензий обязательна только тогда, когда стороны согласились об этом при заключении сделки. В этом случае оговариваются также форма и сроки предъявления претензий по договору подряда.