«Оферта» — слово, которое фигурирует в жизни современного человека повсеместно. Его применяют в рекламе, сериалах, работе и повседневной жизни. Тем не менее люди, что с ним не знакомы, кусками «выхватывают» информацию из интернета. Как превратить подобную неопределенность в ясность — разбираем в статье.
Что значит слово
Оферта — это предложение. Оно может быть направлено как конкретному числу лиц, так и неопределенному. Это предложение содержит все условия сделки и имеет своей целью заключить с адресатом соглашение.
Под этим, казалось бы простым, понятием скрывается широкий спектр видов, юридических нюансов, а также правил корректного применения.
Виды оферты
Международное право закрепляет четыре основных вида оферт.
Публичная
Публичное предложение выражается в виде «негласного» договора. Обычно он распространен как на неограниченное число людей, так и на весьма узкие круги конкретных граждан.
Для большей наглядности приведем пример: публичная оферта — это предоставление услуг ТВ либо интернета. Она распространяется на неограниченное число людей и заключить соглашение касательно этой услуги может любой.
Например, каждый, кто может зайти на сайт поставщика этих услуг и прочитать условия такого предложения, а затем подать заявку на подключение — участник публичной оферты.
Стоит также отметить, что если для акцептования оферты необходимо совершить любое действие (анкета, регистрация и т.д.), то у выполнившего эти условия субъекта появляется право потребовать у источника предложения выполнение всех обязательств с его стороны, которые были оговорены в условиях.
Твердая
Представляет собой целенаправленное предложение. Зачастую предоставляется в виде письма, где содержатся все пункты договора, нацеленные и имеющие значение для конкретного человека. Обычно в условиях указан срок действия предложения и время на акцептование.
Стоит обратить внимание на то, что в случае игнорирования человеком предложения в течение определенного срока — товар на аналогичных условиях предлагается другому клиенту.
Безотзывная
Подразумевает, что делающий предложение человек не способен его отменить. Единственной возможностью является отправка сообщения об отмене, но с приложением еще одной оферты. В качестве примера можно привести предложение от тех компаний, что выпускают акции своим акционерам.
Свободная
Мировая практика подразумевает под свободной офертой следующее: документ, который направляется одновременно конкретному числу покупателей для рассмотрения и дальнейшего принятия решения.
Отличительно то, что четкие временные рамки действия отсутствуют, а оферента и конечного клиента ничего не связывает. Рассчитана она, как уже было сказано, на определенное количество людей.
Что такое полис-оферта
На этом типе стоит остановиться поподробнее. Полис-оферта — это документ, оформленный согласно законодательству РФ, в котором оферент предлагает клиенту заключить соглашение. Если говорить совсем просто, то полис-оферта — это договор.
Однако в чем разница между договором и офертой?
Оферта, как уже было сказано, всего лишь предложение. Ее главная задача — предложение заключения соглашения на условиях, которые в ней содержатся. И как только происходит соглашение со всеми условиями оферты (акцепт), тогда и заключается договор.
Теперь все, что касается акцепта. Он представляет соглашение адресата с оговоренными условиями. Однако также он обязывает лицо совершить определенные действия для этого подтверждения (например: приобретение товара). В том случае, если на поступившее обращение у адресата существуют собственные условия, то это не акцепт — это встречная оферта.
Стандартное предложение априори предполагает, что все условия должны быть соблюдены от начала и до завершения сделки. В том случае, если лицо не заинтересовано в соглашении — оно отказывается от акцепта, однако сделать это нужно либо предварительно, либо одновременно с заключением соглашения.
Для более наглядного примера стоит привести пример с проездом в общественном транспорте. Именно при оплате проезда совершается акцепт — заключается определенный договор о перевозке, а также страховании жизни. Ответственность за жизнь лица у транспортной компании появляется потому, что ее на законодательном уровне обязывают соблюдать нормы безопасности.
В том случае, если лицо не устраивают оговоренные условия — проезд не оплачивается, а также не происходит получение билета, который эту покупку юридически подтверждает.
Однако, стоит отметить, что никаких договоров в «физическом смысле» не подписывается. Это происходит лишь потому, что в описанных условия недопустима вариативность. Есть два варианта: отказ или согласие. Предложение существует, но оно настолько «обыденно» и незначительно, что на нем не акцентируют внимания.
Ключевое отличие с договором, как уже было косвенно замечено, составляет вариативность. Это обосновано тем, что у обеих сторон при его заключении существуют собственные условия, а для того, чтобы убедиться в обоюдном согласии на их исполнение — необходимо заключить договор.
Что такое счет-оферта
Счет-оферта — это чек. Он, подобно обычной оферте, также делает предложение. Однако с той лишь разницей, что подобное предложение фактически является счетом для оплаты конкретных услуг.
Этот вид оферты зачастую поступает от коммерческих фирм своим клиентам, с которыми ведется сотрудничество на постоянной основе. У адресата, в случае получения такого предложения, два варианта действий: оплатить предложение, тем самым приняв его на всех описанных условиях, или отказаться, предварительно написав соответствующее письмо.
Акцептом в данном случае является платеж и его непосредственное подтверждение (чек). Что касается содержания счета-оферты, то в ней обязательно должны быть следующие элементы:
- наименование организации, что его отправила;
- ФИО сотрудника, который составлял этот документ;
- список всех представленных в документе услуг;
- реквизиты для оплаты;
- обязательства каждой из сторон.
В действительно же спектр действия такого предложения достаточно низок. Он нацелен на определенную группу или лиц, которые с большей вероятностью готовы такой продукт приобрести.
Помимо этого стоит помнить, что на подписанной версии документа обязательно должна стоять печать предприятия.
Тем не менее определенная форма законодательно непредусмотрена, поэтому каждая компания составляет этот документ, исходя из своей политики.
Учитывая то, что основное применение счета-оферты происходит дистанционно — сформированы определенные сценарии, когда использовать ее уместно. Например:
- Когда компания выпускает новый продукт, нацеленный на конкретную социальную группу. Сделать лаконичное предложение и целенаправленно разослать — экономически рациональный поступок, нежели выпуск на общий рынок.
- Акция, в которой товар продается по сниженной цене. Быстрее способа продать такой товар нет, особенно, когда он предлагается тем, кому действительно необходим.
- Наработка клиентской базы. Этот подход заключается в том, чтобы с самого начала карьеры выборочно работать с конкретным группами клиентов. Выход на рынок без подобного фундамента грозит «невидимостью» на фоне конкурентов.
В том случае, если у адресата возникают вопросы касательно услуги — он пишет ответное письмо. Затем компания поставщик обсуждает с ним все вопросы, вне счета-оферты, но с дальнейшим заключением договора.
Юридическое значение
Юридическое значение оферты заключается в том, что отправитель становится связанным с адресатом в момент получения оферты последним. Согласно Гражданскому кодексу — оферту нельзя отозвать, пока действителен срок для акцепта.
Существует исключительный случай, когда отзыв оферты допустим — предусмотрение подобной возможности в ее условиях. Однако и у этого исключительного случая есть нюанс: если отказ от оферты поступает отправителю до того, как он совершит обращение — предложение не считается полученным.
Эти предложения действуют везде и на ежедневной основе. Их применение достаточно выгодно и «упрощает» людям жизнь ввиду того, что не нужно заключать договоров об оказании услуг, подписывать и заверять. Теперь, когда рассмотрены все аспекты слова «оферта» — никаких проблем с ее толкованием и применение возникнуть не должно.
Подробнее об оферте смотрите ниже на видео.