Законодательное регулирование договора
Порядок заключения договора на оказание рекламных услуг специальным законодательством не регулируется. К нему применяются общие нормы гражданского законодательства о сделках, а также глава 39 ГК РФ о возмездном оказании услуг:
- правила заключения договора определяются главой 28 ГК;
- форма сделки — простая письменная, в силу статей 160 и 161 ГК, поскольку сторонами ее выступают хозяйствующие субъекты, а правоотношения вытекают из предпринимательской деятельности сторон;
- понятие договора (без уточнения специфики оказываемых услуг), порядок его исполнения и оплаты услуг регламентированы главой 39 ГК;
- на основании статьи 783 ГК к этому виду договоров в части, не противоречащей главе 39, применяются положения о подряде;
- предмет договора, обязанности и права сторон, способы и порядок оказания услуг не должны противоречить закону «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ.
При возникновении трудностей с выбором законов, которые регулируют ту или иную ситуацию, связанную с договорами на оказание рекламных услуг, рекомендуем руководствоваться судебной практикой в данной области, которую можно найти на государственном портале «Правосудие».
Договор на оказание рекламных и маркетинговых услуг: описание, условия, стороны
Стороны договора
Согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ, основной обязанностью исполнителя является оказание рекламных услуг, то есть создание и/или размещение в течение определенного времени рекламной продукции. Заказчик, в свою очередь, обязан данные услуги оплатить.
Исходя из смысла термина «реклама», а также ограничений, установленных пунктом 2 статьи 2 ФЗ № 38, договор об оказании рекламных услуг носит предпринимательский характер. Следовательно, его сторонами должны выступать хозяйствующие субъекты — организации и ИП.
Условия договора
Существенными условиями рекламной сделки следует считать:
- Предмет договора (пункт 1 статьи 432 ГК РФ).
- Стоимость рекламных услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
- Сроки изготовления/размещения рекламы (пункт 1 статьи 708 ГК РФ).
Предмет договора — изготовление и/или распространение рекламы. Реклама же, согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ № 38, — это информация, распространяемая любым способом и направленная на привлечение внимания (поддержание интереса, продвижения на рынке) неопределенного круга лиц к товару или другим объектам. Она распространяется в виде печатной продукции (листовок, плакатов, билбордов) или при помощи средств массовой информации и интернета.
Дополнительным предметом сделки также могут быть маркетинговые услуги, то есть деятельность рекламного (маркетингового) агентства, направленная на изучение рынка, анализ запросов потенциальных клиентов, сбор данных о конкурентах и т. д.
Стоимость и сроки предоставления рекламных услуг
Согласно требованиям статьи 708 ГК РФ, в договоре на оказание рекламных услуг следует обозначить начальный и заключительный срок изготовления либо распространения рекламной продукции. Также, если предполагается поэтапное оказание рекламных услуг, должны быть обозначены промежуточные сроки для выполнения каждого этапа.
Что касается стоимости, то в договоре следует указать цену изготавливаемой либо размещаемой рекламы. Цена может быть указана как в твердой сумме, так и путем обозначения в договоре механизма ее определения (исходя из объема или продолжительности того или иного рекламного продукта, срока его размещения и т. д.).
Договор на оказание рекламных услуг - образец и технические требования
Сделки предпринимательского характера между ИП и организациями, согласно пункту 1 статьи 161 ГК РФ, заключаются только в письменной форме. При этом специальных требований, таких как нотариальное удостоверение или госрегистрация, для договора оказания услуг не предусмотрено.
Что же касается оформления документа, то с ним вы можете ознакомиться, просмотрев представленный на нашем сайте образец договора на оказание рекламных услуг. Он содержит все необходимые сведения о сторонах сделки и другие предусмотренные ГК РФ реквизиты.
А если у вас появились вопросы об обязанностях сторон и их взаимной ответственности, ознакомьтесь с нашей статьей «Ответственность сторон по договору оказания услуг».
***
Как видите, в отношении рекламных договоров действуют общие правила об оказании услуг, установленные ГК РФ. В то же время реклама как объект гражданских прав имеет специфику, поэтому только внимательное изучение ФЗ № 38 поможет практикам грамотно подготовить соглашение такого рода.
Еще больше материалов по теме — в рубрике «Договор».