Договор морской перевозки

30 октября 2018 Сехина Мария Александровна 0
Договор морской перевозки — соглашение, регулирующее отношения перевозчика и фрахтователя в рамках погрузки, перевозки товаров судном и выгрузки их в порту назначения. Подробно о его составлении и содержании расскажем в нашей статье.

Договор морской перевозки. Договор называют чартером, если…

Требования к содержанию и порядку заключения договора морской перевозки определяются главой VIII Кодекса торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ).

Сторонами сделки, согласно статье 119 КТМ РФ, являются перевозчик (организация, предоставляющая судно с экипажем) и отправитель груза. Получатель груза стороной сделки не является, однако на него договором и могут быть возложены определенные обязанности, если в тексте коносамента (накладной на груз) есть указание на это. В рамках сделки, согласно статье 115 КТМ РФ, перевозчик обязуется доставить переданный ему отправителем груз в порт назначения и сдать его получателю, а отправитель — оплатить доставку по установленной цене.

Данный договор заключается, в соответствии со статьей 117 КТМ РФ, только в письменной форме и не требует нотариального удостоверения или госрегистрации. При этом практикам важно помнить, что условия сделки могут содержаться в различных документах (чартере, коносаменте и т. п.).

Виды договора

Также следует знать, что законом предусмотрено два вида договора перевозки по морю: обычная сделка по перевозке груза и чартер. Согласно статье 115 КТМ РФ, договор морской перевозки называют чартером, если в нем содержится специальное условие о том, что для перевозки груза предоставляется все судно либо конкретные его части (помещения в трюме, палуба и т. д.). При заключении чартера необходимо обратить внимание на изменение терминологии в обозначении сторон: перевозчик так и именуется перевозчиком, отправитель же груза, согласно пункту 4 статьи 115 КТМ РФ, становится фрахтователем.

Договор морской перевозки грузов — содержание, обязанности и ответственность сторон

Перечень информации, которая должна содержаться в договоре/чартере, обозначен в статье 120 КТМ РФ.

Согласно данной норме, в контракте следует указать:

  • наименования сторон (перевозчика и фрахтователя);
  • название морского судна;
  • описание груза (указание на его род и вид), а также указание на опасность и специальные условия его хранения и транспортировки;
  • обозначение места (порта) погрузки;
  • наименование места выгрузки (порта назначения);
  • размер фрахта (платы за перевозку).

В договор стороны могут также включить и дополнительные условия по своему усмотрению, если это не противоречит закону. Соглашение является действительным с момента его подписания.

Обязанности перевозчика

Договор морской перевозки возлагает на транспортную компанию следующие обязательства:

  1. До начала плавания подготовить корабль к выполнению перевозки, в том числе произвести необходимые ремонтные работы, обеспечить экипажем, топливом, расходными материалами, провизией, сделать трюмы, палубу и т. п. пригодными для приема имущества (статья 124 КТМ РФ).
  2. Вовремя подать корабль под погрузку к пирсу, который обозначен отправителем. Необходимо помнить, что если конкретный пирс для погрузки не обозначен, обозначенный причал непригоден для производства погрузочных работ либо 2 и более отправителя указали на разные места, то транспортная компания может подать корабль к тому причалу, где обычно проводятся погрузочные работы (статьи 127, 128 КТМ РФ).
  3. Письменно известить фрахтователя о том, что корабль готов к погрузке и находится у пирса либо на рейде соответствующего порта (статья 129 КТМ РФ). Сроки отправки извещения определяются сторонами либо обычаями, принятыми в данном порту.
  4. Выдать отправителю документ (накладную или коносамент), подтверждающий факт приема груза капитаном корабля (статья 142 КТМ РФ). Коносамент впоследствии передается получателю груза, на основании чего тот может получить товар в порту прибытия.

Обязанности перевозчика при перевозке и выгрузке

С момента принятия на борт груза и до выдачи его получателю перевозчик, согласно статье 150 КТМ РФ, должен принять все меры для сохранности груза и доставки его в надлежащем состоянии, а также (при необходимости) совершать различные действия с грузом (обрабатывать, перегружать, хранить и т. д.).

Также статьей 152 КТМ РФ на перевозчика возлагаются обязанности по своевременной доставке груза получателю по маршруту, который оговорен в чартере. В том случае если по каким-либо уважительным причинам (из-за неблагоприятных погодных условий, запрета портовых властей и т. д.) судно не может своевременно прибыть в порт назначения, перевозчик должен немедленно сообщить об этом лицу, которое вправе распоряжаться грузом (это может быть как фрахтователь, так и получатель), для принятия решения о дальнейших действиях.

Обязанности отправителя

Отправитель (фрахтователь) обязан осуществить следующие действия:

  1. Указать место, куда перевозчику необходимо подать судно для погрузки. Данное место должно быть безопасно и пригодно для того, чтобы полностью загруженное судно смогло выйти в море (статья 127 КТМ РФ).
  2. Надлежащим образом упаковать груз. Тара и упаковка должны обеспечивать сохранность груза при погрузке и перевозке. Предоставленный груз (тара) должен быть надлежащим образом маркирован. Перевозчику необходимо сообщить обо всех необходимых свойствах и особенностях груза, а также мерах, которые необходимо предпринять для его сохранности (статья 139 КТМ РФ).
  3. Доставить груз к месту погрузки и произвести необходимые погрузочные работы в течение срока, указанного в договоре (статья 130 КТМ РФ).
  4. Передать перевозчику все необходимые санитарные, таможенные и прочие документы на груз (статья 141 КТМ РФ).
  5. Оплатить перевозку (статья 163 КТМ РФ).

Ответственность перевозчика

Условия и границы ответственности транспортной компании определяются статьей 166 КТМ РФ.

В частности, на транспортную организацию возлагается ответственность за просрочку передачи груза адресату, его повреждение или гибель.

Санкции за несвоевременную доставку на перевозчика накладываются, если груз не был передан получателю в определенное контрактом время. Если при этом время просрочки превышает 30 суток, транспортной организации в силу пункта 3 статьи 166 КТМ РФ может быть предъявлено требование в связи с утратой перевозимого груза.

При этом важно помнить, что в статье 166 КТМ РФ перечислены обстоятельства, при наличии которых на транспортную организацию санкции за повреждение или утрату груза и несвоевременную поставку не налагаются. Среди них:

  • неправомерные действия (бездействие) отправителя или адресата, наличие скрытых недостатков груза, неизвестных перевозчику, нехватка либо нечеткость маркировочных обозначений, дефекты тары;
  • пожар, военные действия, несчастные случаи на море, забастовки и иные аналогичные причины, в которых нет вины транспортной компании;
  • навигационная ошибка, возникшая из-за неправильного управления кораблем или неверных указаний лоцмана.

Возможные санкции, применимые к транспортной компании, обозначены в статье 169 КТМ РФ. Так, если груз погиб по вине владельца корабля, последний должен возместить фрахтователю его стоимость и цену перевозки (если груз был передан перевозчику с объявленной ценностью — в указанном фрахтователем размере). При этом цена имущества определяется исходя из биржевых или иных сравнимых цен в порту прибытия в то время, когда груз должен быть выгружен.

Ответственность фрахтователя

По общему правилу статьи 176 КТМ РФ отправитель (фрахтователь) несет ответственность за причиненные перевозчику убытки, если не докажет отсутствия своей вины в причинении.

В качестве примера причинения перевозчику убытков по вине фрахтователя можно назвать:

  • задержку судна под погрузкой вследствие действий или бездействия фрахтователя (статья 135 КТМ РФ);
  • причинение вреда судну или членам экипажа ввиду свойств груза, о которых не было сообщено перевозчику (статья 151 КТМ РФ).

***

Как видите, содержание договора, права, обязанности и ответственность сторон морской перевозки детально регламентированы нормами КТМ РФ. Их знание позволит практикам учесть все особенности данной сделки при ее заключении.