Договор морской перевозки. Договор называют чартером, если…
Требования к содержанию и порядку заключения договора морской перевозки определяются главой VIII Кодекса торгового мореплавания РФ (далее — КТМ РФ).
Сторонами сделки, согласно статье 119 КТМ РФ, являются перевозчик (организация, предоставляющая судно с экипажем) и отправитель груза. Получатель груза стороной сделки не является, однако на него договором и могут быть возложены определенные обязанности, если в тексте коносамента (накладной на груз) есть указание на это. В рамках сделки, согласно статье 115 КТМ РФ, перевозчик обязуется доставить переданный ему отправителем груз в порт назначения и сдать его получателю, а отправитель — оплатить доставку по установленной цене.
Данный договор заключается, в соответствии со статьей 117 КТМ РФ, только в письменной форме и не требует нотариального удостоверения или госрегистрации. При этом практикам важно помнить, что условия сделки могут содержаться в различных документах (чартере, коносаменте и т. п.).
Виды договора
Также следует знать, что законом предусмотрено два вида договора перевозки по морю: обычная сделка по перевозке груза и чартер. Согласно статье 115 КТМ РФ, договор морской перевозки называют чартером, если в нем содержится специальное условие о том, что для перевозки груза предоставляется все судно либо конкретные его части (помещения в трюме, палуба и т. д.). При заключении чартера необходимо обратить внимание на изменение терминологии в обозначении сторон: перевозчик так и именуется перевозчиком, отправитель же груза, согласно пункту 4 статьи 115 КТМ РФ, становится фрахтователем.
Договор морской перевозки грузов — содержание, обязанности и ответственность сторон
Перечень информации, которая должна содержаться в договоре/чартере, обозначен в статье 120 КТМ РФ.
Согласно данной норме, в контракте следует указать:
- наименования сторон (перевозчика и фрахтователя);
- название морского судна;
- описание груза (указание на его род и вид), а также указание на опасность и специальные условия его хранения и транспортировки;
- обозначение места (порта) погрузки;
- наименование места выгрузки (порта назначения);
- размер фрахта (платы за перевозку).
В договор стороны могут также включить и дополнительные условия по своему усмотрению, если это не противоречит закону. Соглашение является действительным с момента его подписания.
Обязанности перевозчика
Договор морской перевозки возлагает на транспортную компанию следующие обязательства:
- До начала плавания подготовить корабль к выполнению перевозки, в том числе произвести необходимые ремонтные работы, обеспечить экипажем, топливом, расходными материалами, провизией, сделать трюмы, палубу и т. п. пригодными для приема имущества (статья 124 КТМ РФ).
- Вовремя подать корабль под погрузку к пирсу, который обозначен отправителем. Необходимо помнить, что если конкретный пирс для погрузки не обозначен, обозначенный причал непригоден для производства погрузочных работ либо 2 и более отправителя указали на разные места, то транспортная компания может подать корабль к тому причалу, где обычно проводятся погрузочные работы (статьи 127, 128 КТМ РФ).
- Письменно известить фрахтователя о том, что корабль готов к погрузке и находится у пирса либо на рейде соответствующего порта (статья 129 КТМ РФ). Сроки отправки извещения определяются сторонами либо обычаями, принятыми в данном порту.
- Выдать отправителю документ (накладную или коносамент), подтверждающий факт приема груза капитаном корабля (статья 142 КТМ РФ). Коносамент впоследствии передается получателю груза, на основании чего тот может получить товар в порту прибытия.
Обязанности перевозчика при перевозке и выгрузке
С момента принятия на борт груза и до выдачи его получателю перевозчик, согласно статье 150 КТМ РФ, должен принять все меры для сохранности груза и доставки его в надлежащем состоянии, а также (при необходимости) совершать различные действия с грузом (обрабатывать, перегружать, хранить и т. д.).
Также статьей 152 КТМ РФ на перевозчика возлагаются обязанности по своевременной доставке груза получателю по маршруту, который оговорен в чартере. В том случае если по каким-либо уважительным причинам (из-за неблагоприятных погодных условий, запрета портовых властей и т. д.) судно не может своевременно прибыть в порт назначения, перевозчик должен немедленно сообщить об этом лицу, которое вправе распоряжаться грузом (это может быть как фрахтователь, так и получатель), для принятия решения о дальнейших действиях.
Обязанности отправителя
Отправитель (фрахтователь) обязан осуществить следующие действия:
- Указать место, куда перевозчику необходимо подать судно для погрузки. Данное место должно быть безопасно и пригодно для того, чтобы полностью загруженное судно смогло выйти в море (статья 127 КТМ РФ).
- Надлежащим образом упаковать груз. Тара и упаковка должны обеспечивать сохранность груза при погрузке и перевозке. Предоставленный груз (тара) должен быть надлежащим образом маркирован. Перевозчику необходимо сообщить обо всех необходимых свойствах и особенностях груза, а также мерах, которые необходимо предпринять для его сохранности (статья 139 КТМ РФ).
- Доставить груз к месту погрузки и произвести необходимые погрузочные работы в течение срока, указанного в договоре (статья 130 КТМ РФ).
- Передать перевозчику все необходимые санитарные, таможенные и прочие документы на груз (статья 141 КТМ РФ).
- Оплатить перевозку (статья 163 КТМ РФ).
Ответственность перевозчика
Условия и границы ответственности транспортной компании определяются статьей 166 КТМ РФ.
В частности, на транспортную организацию возлагается ответственность за просрочку передачи груза адресату, его повреждение или гибель.
Санкции за несвоевременную доставку на перевозчика накладываются, если груз не был передан получателю в определенное контрактом время. Если при этом время просрочки превышает 30 суток, транспортной организации в силу пункта 3 статьи 166 КТМ РФ может быть предъявлено требование в связи с утратой перевозимого груза.
При этом важно помнить, что в статье 166 КТМ РФ перечислены обстоятельства, при наличии которых на транспортную организацию санкции за повреждение или утрату груза и несвоевременную поставку не налагаются. Среди них:
- неправомерные действия (бездействие) отправителя или адресата, наличие скрытых недостатков груза, неизвестных перевозчику, нехватка либо нечеткость маркировочных обозначений, дефекты тары;
- пожар, военные действия, несчастные случаи на море, забастовки и иные аналогичные причины, в которых нет вины транспортной компании;
- навигационная ошибка, возникшая из-за неправильного управления кораблем или неверных указаний лоцмана.
Возможные санкции, применимые к транспортной компании, обозначены в статье 169 КТМ РФ. Так, если груз погиб по вине владельца корабля, последний должен возместить фрахтователю его стоимость и цену перевозки (если груз был передан перевозчику с объявленной ценностью — в указанном фрахтователем размере). При этом цена имущества определяется исходя из биржевых или иных сравнимых цен в порту прибытия в то время, когда груз должен быть выгружен.
Ответственность фрахтователя
По общему правилу статьи 176 КТМ РФ отправитель (фрахтователь) несет ответственность за причиненные перевозчику убытки, если не докажет отсутствия своей вины в причинении.
В качестве примера причинения перевозчику убытков по вине фрахтователя можно назвать:
- задержку судна под погрузкой вследствие действий или бездействия фрахтователя (статья 135 КТМ РФ);
- причинение вреда судну или членам экипажа ввиду свойств груза, о которых не было сообщено перевозчику (статья 151 КТМ РФ).
***
Как видите, содержание договора, права, обязанности и ответственность сторон морской перевозки детально регламентированы нормами КТМ РФ. Их знание позволит практикам учесть все особенности данной сделки при ее заключении.