Договор международной перевозки грузов автомобильным транспортом

26 октября 2018 Пальцева Ксения Геннадьевна 0
Договор международной перевозки грузов автомобильным транспортом — это документ, который определяет порядок взаимоотношений отправителя груза и перевозчика в рамках доставки грузов из одной страны в другую. Подробно о его составлении расскажем в нашем материале.

Договор международной перевозки грузов: правовые вопросы и применяемое законодательство

Согласно положениям статьи 784 ГК РФ, перевозка грузов осуществляется на основании соответствующих договоров, заключаемых в соответствии с требованиями транспортных уставов и кодексов. Базовым нормативным актом, применяемым к автомобильным перевозкам, является закон «Устав…» от 08.11.2007 № 259-ФЗ. Об общих положениях договоров перевозки мы уже писали в нашей тематической статье. В том ЖЕ случае, если перевозки осуществляются между государствами, к ним применяются также нормы международных документов, в частности Женевская конвенция о международной дорожной перевозке грузов 1956 года (далее — Конвенция), действующей на территории СССР и в дальнейшем — РФ с 01.12.1983.

Согласно статье 1 Конвенции, ее нормы применяются в том случае, если:

  • хотя бы часть перевозки осуществляется автомобилем;
  • место отправки или прибытия груза находится на территории страны — участницы Конвенции (при этом место нахождения/регистрации сторон не имеет значения).

В какой форме заключается договор перевозки

Практикам следует помнить, что договор перевозки может заключаться в различных формах, а факт заключения соглашения — подтверждаться разными документами. Стандартным документом для подтверждения факта заключения сделки, согласно статье 4 Конвенции, является накладная формы CMR. По правилам статьи 8 ФЗ № 259 накладная заполняется отправителем и именно он несет ответственность за правильность и полноту данных, в ней содержащихся. В России данная форма применяется согласно пункту 8.1.2 письма ФНС РФ «О направлении…» от 21.08.2009 № ШС-22-3/660@.

При этом тот же пункт 4 Конвенции определяет, что отношения между сторонами сделки могут регулироваться и иными документами, к которым в этом случае должны применяться положения Конвенции.

Более подробно данный вопрос раскрыт в пункте 5 статьи 8 ФЗ № 259, который устанавливает, что факт заключения договора может подтверждаться заявкой грузоотправителя, если между сторонами заключено соглашение об организации перевозок. При этом пункт 3 той же статьи указывает на обязательность оформления накладной в таком случае.

Следовательно, если речь идет о регулярных перевозках, то алгоритм их юридического оформления включает следующие шаги:

  1. Заключение договора об организации перевозок между отправителем груза и перевозчиком.
  2. Оформление накладной CMR на каждый автомобиль или отдельную партию груза согласно условиям ранее заключенного договора. Согласно статье 5 Конвенции, накладная составляется минимум в 3 экземплярах, подписывается отправителем и перевозчиком. По одному экземпляру остается у сторон сделки, третий находится вместе с перевозимым грузом. К накладной отправитель, согласно статье 8 ФЗ № 259, обязан приложить все необходимые документы для пересечения границы и предъявления по требованию государственных органов (сертификаты качества товара, санитарные, карантинные, таможенные и прочие бумаги).

В том же случае, если речь идет о разовой перевозке, в качестве договора может использоваться только накладная. Соответственно, к отношениям сторон также будут примениться нормы Конвенции и главы 2 ФЗ № 259.

Рабочий договор международной перевозки грузов автомобильным транспортом: содержание и образец

Договор об организации перевозок заключается между двумя сторонами (грузоотправителем и перевозчиком). Предмет сделки в рассматриваемом нами случае — не конкретная единичная перевозка, а общий алгоритм взаимодействия сторон в части сроков предоставления транспорта, погрузки, определения маршрутов, стоимости и порядка расчетов между контрагентами. Образец данного соглашения можно скачать по ссылке:

]

Пункт 5 статьи 8 ФЗ № 259 не указывает на какие-либо существенные условия данной сделки, кроме предмета, однако на практике содержание документа включает, как правило, следующие разделы:

  1. Взаимные обязанности сторон сделки.
  2. Требования к транспорту и его водителям.
  3. Порядок расчетов между контрагентами.
  4. Ответственность сторон.
  5. Заключительные положения, определяющие порядок вступления документа в силу, порядок разрешения споров и т. д.

Обязанности грузоотправителя

К числу основных обязанностей данной стороны сделки относятся:

  • информирование перевозчика путем заблаговременной подачи письменной заявки о том, куда и какой транспорт необходимо подать для перевозки конкретного груза;
  • подтверждение ранее поданной заявки либо внесение в нее корректив при необходимости (договор может предусматривать время, в течение которого в первоначальную заявку могут быть внесены изменения);
  • предоставление груза и организация погрузки в течение определенного срока. Груз должен соответствовать требованиям, указанным в статье 10 ФЗ № 259, то есть быть упакованным надлежащим образом, при этом каждое грузовое место должно быть промаркировано. Погрузочные работы необходимо вести согласно требованиям статьи 11 ФЗ № 259 таким образом, чтобы обеспечить не только безопасность груза при перевозке, но и сохранность контейнера и транспортного средства;
  • оформление накладной CMR, где указывается информация о конкретном грузе (вид, вес, количество мест, стоимость, маршрут, вид и тип транспорта перевозчика и т. д.);
  • оплата перевозки (сроки и порядок оплаты определяются в конкретном договоре);

Обязанности перевозчика

Во исполнение договора об организации перевозок транспортная компания обязана:

  • рассмотреть поданную заявку и дать на нее ответ, причем условия соглашения могу устанавливать различные формы подтверждения заявки (например, выставление отправителю счета-фактуры);
  • известить отправителя о количестве и грузоподъемности автомобилей, которые будут поданы под погрузку, сообщить их регистрационные номера и другие сведения о транспорте, необходимые для заполнения CMR;
  • подать исправный и пригодный для перевозки транспорт, согласно статье 9 ФЗ № 259, регистрационные данные которого указаны в извещении, направленном ранее грузоотправителю;
  • принимать все меры для своевременной доставки груза получателю, согласно статье 14 ФЗ № 259, а также незамедлительно информировать отправителя или получателя о задержках в пути, авариях и иных чрезвычайных происшествиях;
  • строго соблюдать инструкции отправителя по заполнению таможенных, транспортных и иных документов.

Требования к транспорту и водителям

В условиях соглашения сторонам желательно заранее оговорить требования к транспорту, который будет перевозить грузы. Здесь могут быть указаны возможные марки автомобилей, их грузоподъемность, емкость прицепов, тип кузова и т. д. Еще одним пунктом сделки может стать указание примерных требований к водителям (их количество, стаж работы на данном типе автомобилей, оснащение средствами связи и контроля и т. д.).

Порядок расчетов

В договоре следует обозначить тарифы или ставки, на основании которых перевозчик будет осуществлять расчет стоимости перевозок. При этом помимо собственно транспортных расходов должны быть учтены затраты перевозчика на оформление необходимых документов, пересечение границы и прочие непредвиденные расходы. Соответственно, еще один пункт договора должен быть посвящен вопросу о времени расчетов за перевозку, перечислению аванса и т. д.

Ответственность сторон

В дополнение к перечисленному выше сторонам необходимо указать размеры штрафных санкций за неисполнение или несвоевременное исполнение принятых обязательств.

В качестве оснований для наступления ответственности отправителя, могут быть указаны:

  • отказ от перевозки после прибытия транспорта под погрузку либо непредъявление груза (статья 10 ФЗ № 259);
  • простой транспорта под погрузкой по вине отправителя (например, в случае неправильной погрузки или несоблюдения правил о нагрузке на ось, согласно статье 11 ФЗ № 259, и необходимости последующей перегрузки), а также его несвоевременной разгрузки получателем;
  • просрочка оплаты перевозки (статья 395 ГК РФ).

Основаниями для ответственности перевозчика являются:

  • неподача или несвоевременная подача транспорта под погрузку (пункт 2 статьи 9 ФЗ № 259);
  • гибель груза, его повреждение либо недостача по вине перевозчика, а также просрочка доставки (статьи 14 и 15 ФЗ № 159).

***

Итак, нормы ФЗ № 259 позволяют сторонам самостоятельно определять порядок организации перевозок, маршруты и объемы, стоимость, размеры санкций за неисполнение обязательств и т. д. Соответственно, все это вопросы должны быть урегулированы в договоре об организации перевозок.