Когда нужна комиссия, а когда можно обойтись без нее
Процедура списания основного средства всегда сопровождается оформлением набора специальных документов: служебных записок, дефектных ведомостей, приказов, актов на списание. Заключение комиссии в этот набор входит не всегда.
Когда участие комиссии и формулирование заключения при списании активов требуется, а когда можно обойтись без нее, смотрите на рисунке:
Таким образом, необходимость в создании комиссии по списанию основных средств возникает в тех случаях, когда в результате определенных событий (возникновение дефектов, порча и т. д.) ранее вполне работоспособные и еще не выработавшие полный ресурс активы утрачивают свою способность приносить компании пользу (доход).
Цель создания комиссии и ее состав
Основная цель создания комиссии ─ обоснование невозможности дальнейшего использования объекта и необходимости его списания с баланса. Поэтому комиссия должна быть сформирована из специалистов, обладающих необходимыми знаниями и опытом, позволяющими сделать объективные выводы в отношении дальнейшего использования актива в деятельности предприятия.
Как формируется состав комиссии по списанию основных средств? Специальных правил нет. Однако формировать комиссию исключительно из работников бухгалтерии или финансово-экономической службы недопустимо ─ при таком составе компетенция сотрудников может не позволить сделать обоснованные выводы о состоянии активов и ее заключение будет вызывать сомнение контролеров.
Нормативные документы, регламентирующие порядок списания основных средств, предоставляют администрации компании возможность формирования комиссии по своему усмотрению, но с несколькими оговорками ─ среди членов комиссии обязательно должны присутствовать (п. 77 Методических указаний, утв. приказом Минфина № 91н):
- главный бухгалтер организации;
- лица, отвечающие за сохранность объектов основных средств.
Для участия в работе комиссии могут приглашаться эксперты, а также представители инспекций, на которые законом возложены функции регистрации и надзора за отдельными видами имущества.
Состав комиссии утверждается приказом руководителя.
Порядок работы комиссии
Комиссия по списанию ОС обязана выполнить как минимум 5 следующих действий:
Полномочия комиссии могут расширяться приказом руководителя. Дополнительно на нее могут возлагаться такие обязанности:
- вынесение предложений о привлечении виновных лиц к ответственности;
- оценка приходуемых агрегатов и деталей из текущей рыночной стоимости;
- контроль за изъятием из списываемых элементов цветных и драгоценных металлов, определение их веса и количества и т.д.;
- иные сопутствующие списанию ОС обязанности.
Результаты работы могут оформляться протоколом заседания комиссии по списанию основных средств или иным документом в соответствии с установленным на предприятии документооборотом.
Посмотрите образец протокола комиссии по списанию основных средств.
Составление заключения комиссией
В процессе работы комиссии может быть собрано много документов, расчетов, объяснительных записок, экспертиз и иных бумаг технического и организационного характера. Из всего этого многообразия документации и основываясь на личном опыте и знаниях члены комиссии должны выразить свое итоговое мнение о невозможности дальнейшего использования актива в деятельности компании и необходимости его списания с баланса.
Выводы комиссия оформляет в отдельном документе и (или) указывает в акте на списание актива.
Ознакомьтесь с образцом составления заключения комиссии о списании ОС.
Утверждение заключения
Утверждение заключения ─ один из этапов процедуры списания объекта. Утверждением занимается руководитель предприятия. Ставя свою подпись на документе, содержащем заключение комиссии, руководитель выражает согласие с ее выводами и запускает механизм выбытия основного средства, включающего физическую ликвидацию списываемого объекта, оформление связанных документов и отражение списания в учете.
***
Заключение комиссии по списанию основных средств должно содержать обоснованные выводы о невозможности дальнейшей эксплуатации актива и необходимости его списания. Состав комиссии утверждается приказом руководителя предприятия. В него могут входить главный бухгалтер, ответственные лица, на которых возложена обязанность по сохранности объектов основных средств, иные компетентные специалисты компании, а при необходимости и приглашенные эксперты.
***
Больше информации по теме — в рубрике «Бухгалтерский учет».