Для чего нужна инвентаризация
Целью инвентаризации является проверка и документальное подтверждение наличия, состояния и оценки имеющегося у предприятия имущества.
Законодательство обязывает организации проводить инвентаризацию в следующих случаях (пп. 26–27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н):
- при выбытии имущества (передаче в аренду, выкупе, продаже);
- накануне годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации.
Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года. Больше информации по теме вы найдете в другой нашей статье.
Обязанность по проведению инвентаризации организация может исполнить двумя способами:
- привычным и проверенным ручным методом, когда ревизионная комиссия совершает обход и пересчет имущества, внося данные непосредственно в инвентаризационную ведомость;
- используя специализированные программы для инвентаризации, когда часть процесса осуществляется автоматически, что значительно упрощает процедуру и экономит время.
Можно ли провести инвентаризацию в 1С
Если речь идет о стандартной программе, например «1С:Бухгалтерия 8.3», то в ней можно только отразить результаты проведенной инвентаризации ручным методом, сформировать инвентаризационную опись, приказ о проведении инвентаризации и сличительную ведомость.
Провести инвентаризацию в «1С-Розница» тоже можно. Она предусматривает пересчет товаров, их оприходование и списание.
Для удобства пользователей был создан продукт «1С-Инвентаризация и управление имуществом». Программа полностью закрывает потребности организации в инвентаризации и значительно упрощает ее проведение. Текущая редакция предусматривает использование современных средств автоматической идентификации (штрихкодирование) и позволяет решать массу вопросов, касающихся имущества компании и его учета.
Как сделать инвентаризацию в 1С
Инвентаризация в «1С» сводится к несложным действиям в программе. Порядок действий в «1С:Бухгалтерия» и «1С:Розница» несколько отличается. Рассмотрим оба.
Алгоритм проведения инвентаризации в «1С:Бухгалтерия 8.3»:
Алгоритм проведения инвентаризации в «1С:Розница»:
Ранее мы рассказывали, как отразить результаты инвентаризации в бухучете.
Существуют ли специализированные программы для инвентаризации собственного имущества
Да, программы для инвентаризации имущества организации существуют, и у предприятий есть выбор.
Если вы используете ПО фирмы «1С», вам удобнее всего будет внедрить упомянутую выше программу «1С:Инвентаризация и управление имуществом». Она отлично интегрируется в рабочий процесс, построенный на основе учета в «1С:Бухгалтерия 8.3» или других продуктах «1С».
В чем преимущества этого решения:
- Наличие набора классификаторов, справочников, словарей, стандартов, регламентов, используемых предприятием. Это позволяет успешно структурировать имущество и синхронизировать с основной программой ведения учета.
- Возможность вести сквозной учет имущества, отражая весь цикл «жизни» каждой единицы и сохраняя при этом всю историю.
- Проведение инвентаризации от и до. Сопоставление с данными последней инвентаризации, использование мобильных терминалов сбора данных, создание индивидуальных настроек проверки (по складам, ответственным лицам, подразделениям).
- Автоматизированный контроль инвентаризации.
- Проведение при необходимости диагностических осмотров имущества.
Но самое главное достоинство — увеличение скорости и уменьшение трудоемкости проведения инвентаризации.
Помимо «1С» есть и другие программы.
Данные ПО являются платными продуктами, но и решают множество возможных проблем, связанных с инвентаризацией.
Существуют также бесплатные программы для инвентаризации имущества. К примеру, «Инвентаризация 3.0». Однако возможности такого продукта значительно ограничены и решают только основные проблемы и задачи: минимальный учет объектов, стандартные печатные формы. Но если у вас небольшой парк объектов, такое решение поможет сэкономить средства компании.
***
Инвентаризация является одной из обязанностей организаций. Для удобства компаний сейчас существует множество вариантов решения этой задачи. Можно проводить инвентаризацию «руками» и вносить данные непосредственно в вашу основную программу по учету, а можно воспользоваться отдельными программными продуктами, которые значительно упрощают процесс и сокращают время проведения инвентаризации. На рынке можно найти подходящее конкретно вам ПО, которое закроет ваши потребности по учету имущества.
***
Еще больше материалов по теме — в рубрике «Бухгалтерский учет».