Требуется ли самостоятельная регистрация в ФСС и ПФР после регистрации ООО?
Вновь созданное общество должно быть зарегистрировано в различных внебюджетных фондах, в том числе ФСС и ПФР (ФСС — Фонд социального страхования РФ, ПФР — Пенсионный фонд РФ). Необходимость проведения регистрации ООО в ПФР и ФСС предусматривает ряд профильных нормативных актов.
Среди них законы:
- «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 № 167-ФЗ;
- «Об обязательном соцстраховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ;
- «Об обязательном соцстраховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ.
Указанные нормативные документы возлагают обязанность по регистрации нового ООО в ФСС и ПФР на налоговую службу, которая в соответствии со своим отраслевыми актами должна передать информацию в заявленные фонды своевременно после внесения данных об организации в ЕГРЮЛ.
Как правило, документация о постановке на учет общества в соцстрахе и ПФР направляется в ООО по почте. Если при этом в течение 2 недель после регистрации создания общества документы о постановке на учет в ФСС и ПФР в общество так и не поступили, следует обратиться в фонды и получить свидетельства на руки.
Нарушение законодательства о порядке и сроках предоставления документов и информации в указанные фонды наказывается в соответствии с нормами ч. 3 ст. 15.33 и ст. 15.33.2 КоАП (предусмотрена ответственность в виде штрафов для виновных должностных лиц).
Какие обязанности влечет регистрация ООО в ФСС в качестве работодателя?
Несмотря на то что на учет в ФСС организации становятся автоматически при передаче сведений из ЕГРЮЛ налоговыми органами, сам факт регистрации ООО в ФСС требует от организации осуществления некоторых обязательных процедур (ст. 17 закона № 125-ФЗ):
- Ежемесячной уплаты страховых взносов.
- Ежеквартального представления отчетности в отделение ФСС по месту регистрации. Стоит обратить внимание на то, что с 2017 года контрольная деятельность за расчетом и уплатой страховых взносов возложена на органы налоговой службы (ранее это входило в функционал ФСС). В ФСС с этого времени необходимо представлять отчет по обновленной форме 4-ФСС, а в налоговую службу — форму расчетов по страховым взносам.
- Своевременного информирования ФСС о наступлении страхового случая.
- Предоставления в ФСС по месту учета запрашиваемой документации, включая документы, доказывающие верность начисления и факты уплаты страховых взносов.
- Оповещения ФСС по месту регистрации о реорганизации или ликвидации компании, а также изменении адреса головной организации и обособленных подразделений (далее — ОП).
- Регистрации ОП в территориальном отделении ФСС при его создании.
Соответственно, компания не может пассивно состоять на учете в ФСС. Невыполнение возложенных на фирму-работодателя обязанностей по взаимодействию с ФСС грозит санкциями, предусмотренными законом № 125-ФЗ (к примеру, ст. 19).
Регистрация обособленного подразделения ООО в ПФР после его создания
Процедура регистрации ООО в ПФР практически аналогична последовательности действий при регистрации общества в ФСС. При регистрации вновь созданного общества сведения о нем передаются налоговой службой в Пенсионный фонд без участия ООО.
Заявительный порядок, в соответствии с которым для осуществления регистрации в отделениях Пенсионного фонда требуется обращение общества-заявителя, необходим при осуществлении регистрационных действий в отношении ОП обществ. При этом, так же как и в отношении регистрируемых в ФСС ОП обществ, действует правило о наличии расчетного счета у ОП и права производить выплаты физлицам.
Для регистрации ОП в Пенсионном фонде требуется представить пакет документов (оригиналы и копии), в который входят:
- уставные документы;
- положение об ОП общества;
- документация, подтверждающая наличие у ОП отдельного баланса и расчетного счета;
- документация, свидетельствующая о праве осуществлять от имени основного юрлица обязанности по перечислению денежных выплат физлицам и уплате страховых взносов в ПФР;
- свидетельство о постановке на налоговый учет;
- выписку из ЕГРЮЛ основной организации;
- уведомление о регистрации юрлица в ПФР.
Регистрация обособленного подразделения организации в ФСС
Обязанность регистрации для ОП общества, в соответствии со ст. 6 закона № 125-ФЗ, возникает, если:
- ему открыты счета в банковских организациях;
- оно производит выплаты физическим лицам.
Порядок регистрации определен в разделе 2 приложения № 1 к приказу Минтруда России от 29.04.2016 № 202н. В соответствии с ним для регистрации необходимо подать заявление, форма которого утверждена приказом ФСС РФ от 22.04.2019 № 217 (приложение № 1 к Административному регламенту ФСС РФ).
Заявительный документ должен содержать довольно обширный комплект сведений, среди которых:
- идентификационные данные общества (наименование, адрес, ОГРН);
- виды деятельности;
- данные налогового учета (ИНН, КПП, подразделение ФНС);
- данные учета в ФСС;
- данные об ОП общества.
Заверяют заявление подписи руководителя общества, главного бухгалтера, руководителя и бухгалтера ОП. Обращение в ФСС должно произойти не позднее 30 дней с момента создания ОП общества.
***
Таким образом, на учет в ФСС и ПФР ООО после регистрации ставится автоматически. Однако в некоторых случаях, например при открытии обособленного подразделения, могут потребоваться и активные действия.
***
Больше полезной информации — в рубрике "Бизнес".