Формула оборачиваемости запасов
Коэффициент оборачиваемости запасов показывает число оборотов среднего остатка запасов за выбранный период. Существует две методики его исчисления:
- Путем деления себестоимости продаж за выбранный промежуток времени на среднюю стоимость запасов за этот период:
Вычисления по данным бухгалтерской отчетности производятся по формуле:
- Путем деления выручки-нетто, полученной за исследуемый период, на среднюю стоимость запасов за тот же период:
Формула с использованием данных бухгалтерской отчетности имеет вид:
В обоих случаях средняя стоимость запасов равна среднему арифметическому стоимости запасов на начало и конец исследуемого интервала времени:
В общем случае в расчет включаются все запасы компании: и товары, и материалы, и готовая продукция. Однако при необходимости анализируется оборачиваемость отдельных видов запасов и даже отдельного наименования. Например, можно отдельно рассчитать оборачиваемость товарных запасов или материалов.
Еще один важный показатель, определяемый в ходе анализа ТМЦ, — оборачиваемость запасов в днях. Он позволяет определить длительность оборота запасов, т. е. оценить обеспеченность фирмы запасами:
где:
Т — выбранный интервал, как правило, принимается равным 365 или 360 дням.
Оценка показателей
Рост коэффициента оборачиваемости считается положительной тенденцией, свидетельствующей об отсутствии некондиционных остатков и грамотном складском управлении. Тем не менее оптимальный для себя показатель каждая организация определяет самостоятельно, с учетом производственного процесса, маркетинговой политики и логистических схем.
Обычно увеличение длительности оборота в динамике говорит о затоваривании склада и замедлении продаж. Но однозначно оценить эффективность управления запасами можно, лишь исследовав совокупность аналитических показателей в разрезе видов, групп и наименований. Это позволит выявить излишки, неликвид и нехватку тех или иных запасов и оценить необходимость корректировки политики управления ТМЦ.
***
Коэффициент оборачиваемости запасов нормативного значения не имеет. Каждая компания устанавливает для себя приемлемый уровень показателя, сообразуясь с внутренними потребностями.
***
Больше полезной информации — в рубрике «Бизнес».