Как открыть магазин автозапчастей с нуля, размышляют многие предприниматели. И это логично, так как открыть магазин автозапчастей с нуля не так уж сложно, а бизнес этот весьма выгоден. Посмотрим же, как именно это делается и что для этого нужно.
Как открыть магазин автозапчастей (регистрация)
Торговля запасными частями и расходниками для автомобилей — это неплохой вариант получения прибыли. Даже самая лучшая автомашина время от времени ломается, а если и не ломается, то все равно нужно регулярно менять масло, тосол, тормозную жидкость, тормозные колодки. Кроме того, многие владельцы автомобилей стараются улучшить свой транспорт — и таким могут понадобиться аудиосистемы, видеорегистраторы и прочие дополнительные аксессуары.
Прежде всего, вам придется позаботиться о регистрации в налоговой инспекции. Открывать магазин можно:
- действуя как ИП;
- действуя от имени коммерческой организации.
Посмотрим для начала, какие плюсы и минусы есть у каждого из этих вариантов.
В принципе, никаких ограничений на работу ИП в сфере розничной продажи автозапчастей закон не предусматривает. Таким образом, если вы не собираетесь заниматься оптовыми поставками деталей для автомашин, отправляя их автоконцернам, вполне достаточно будет зарегистрироваться как ИП (См. Открытие ИП: пошаговая инструкция).
При этом у юридического лица в такой деятельности есть свои преимущества. Главная из них —то, что в этом случае вы будете отвечать по долгам своего магазина лишь в пределах своей доли в его уставном капитале. ИП же по любым долгам отвечает всем, что имеет. Кроме того, коммерческое общество может быть зарегистрировано на 2, 3 и более лиц а, ИП же по определению всегда одиночка. Наконец, кредит в банке на ведение бизнеса проще получить именно обществу, а не ИП.
Впрочем, для открытия магазина оптимальным вариантом будет все-таки регистрация ИП. Если же в будущем понадобится открыть еще и ООО, это всегда можно будет сделать.
Помещение для магазина запчастей
Бланк договора аренды недвижимости |
Торговля невозможна без торговой площади (о тех случаях, когда продажи осуществляются без нее, мы поговорим чуть позже), поэтому вам потребуется помещение для магазина. Помещение, в котором будет осуществляться продажа запчастей, можно либо купить, либо взять в аренду. Первый вариант не требует расходов на платежи владельцу, однако стоимость площади даже в небольших городах весьма немаленькая; аренда же в этом плане обойдется куда дешевле.
Нюанс: заключая договор аренды, важно помнить, что если срок договора больше 1 года, его нужно регистрировать в ЕГРН. Поэтому уместнее подписывать договор не более чем на 11 месяцев, а затем регулярно его продлевать.
Выбирая помещение, следует ориентироваться на следующее:
- Лучше всего размещать магазин на улице с оживленным автомобильным движением и местом для парковки. Автозапчасти обычно тяжелы, их не носят в руках — значит, нужно позаботиться о том, где покупатель сможет поставить свою машину на время, пока будет делать покупку.
- Нежелательно, чтобы рядом были другие магазины схожей направленности. Если же избежать этого нельзя, то нужно хотя бы постараться, чтобы ассортимент вашего магазина как можно меньше пересекался с товарами конкурентов.
- Лучше всего выбирать помещение на первом этаже. В магазины, расположенные выше, покупатели обращаются не слишком охотно, а подвальные помещения могут оказаться сырыми и требовать дополнительного дорогостоящего ремонта.
- Неплохой вариант — открытие магазина неподалеку от автосервиса.
Помещение магазина должно предусматривать следующие зоны:
- Торговый зал с образцами товара. Зал должен быть достаточно светлым и просторным, хотя в большинстве случаев делать его площадью больше 20 кв. м не имеет смысла.
- Склад. На площади этой части экономить не стоит: многие запчасти, особенно для грузовых автомобилей, имеют немалые размеры, поэтому лучше всего, если склад будет занимать не меньше 40 кв. м.
- Служебные помещения (кабинет руководителя, бухгалтера и т. д.). Эти помещения необязательны, поэтому организовывать их можно, если площадь позволяет.
Если нет возможности разместить склад и торговый зал в одном здании, можно вести торговлю по образцам. В этом случае покупатель осматривает образцы деталей в торговом зале, оформляет документы и сам подъезжает на склад забирать свою покупку (либо ее за дополнительную плату привозит курьер из магазина).
Важно также помнить, что вам потребуется получить заключение из МЧС (пожарной службы) о том, что помещение соответствует пожарным нормам. Порядок действий здесь нужно узнавать в МЧС, т. к. ведомственные нормативные акты часто меняются. То же самое касается и заключения Роспотребнадзора (бывшей СЭС).
Дополнительно необходимы будут договоры на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО). Ведь в любом магазине непременно копится мусор (упаковочная бумага, коробки и т. д.), вывозить который должна специальная компания. Своими силами обойтись тут не получится: в этом случае потребуется заодно регистрировать и такой вид деятельности ИП, как вывоз отходов.
Персонал магазина
Для магазина запчастей понадобятся:
- Руководитель, в чьи обязанности будет входить заключение договоров с поставщиками, прием на работу и увольнение сотрудников, а также решение других организационных проблем.
- Если у магазина большой оборот, может потребоваться и бухгалтер.
- Продавец. Крайне желательно, чтобы он имел либо опыт торговли в этой сфере, либо техническое образование (вплоть до высшего). Причем для обеспечения бесперебойной работы магазина продавцов должно быть не менее 2.
- Если осуществляется доставка товара клиентам, понадобятся водители-экспедиторы.
- Уборщики. Их можно не держать в штате, если заключить договор на уборку помещений со специализированной фирмой.
Чем торговать в магазине
Открывая магазин, владелец вряд ли сможет обеспечить в нем полный ассортимент всех существующих запчастей: не хватит ни стеллажей, ни даже складских помещений. Именно поэтому лучше сразу определиться, для какой категории покупателей будет работать торговая точка.
Торговля может осуществляться:
- Товарами для владельцев легковых автомобилей. При этом нужно учитывать, что существует множество компаний-производителей, различных брендов и аналогов деталей импортного и отечественного производства. Это позволяет либо специализироваться на обслуживании автомобилей определенных марок, либо стараться понемногу охватить весь рынок.
- Товарами для грузовиков или тракторов. Специальная техника или грузовые автомобили — довольно специфический сегмент рынка, но правильно ориентированный магазин позволит его охватить. Однако здесь потребуются специальные знания и от владельца, и от персонала магазина.
Часто начинающим предпринимателям рекомендуют начинать с торговли запчастями для легковых иномарок. Этот совет не лишен смысла, однако исходить нужно из анализа рынка. Если, к примеру, в вашем городе конкуренция в этой сфере уже слишком велика, лучше поискать свою отдельную нишу на рынке.
Начинать торговлю лучше всего с продажи самых ходовых и популярных товаров (увеличить ассортимент можно и позднее). Кроме того, неплохо будет дать возможность покупателям приобретать товары на заказ: если что-то сейчас отсутствует в магазине, вы можете заказать эту деталь у поставщика отдельно, и покупатель заберет товар в назначенное время.
Как открыть интернет-магазин автозапчастей
Современные технологии позволяют осуществлять торговлю не только в помещении, но и через сайт интернет-магазина. В этом случае после регистрации ООО или ИП придется заняться следующими вопросами:
- Созданием сайта для магазина. Это можно сделать самостоятельно — благо, что сейчас на бесплатных хостингах есть целые конструкторы сайтов. Правда, многие клиенты считают простенькие страницы на бесплатных ресурсах несолидными, поэтому лучше все же заключить договоры и с хостером, и с веб-студией.
- Использованием систем оплаты. В интернет-магазинах сейчас применяются не только традиционные электронные переводы через банки, но и интернет-валюты. Однако порядок использования электронных денег сейчас должным образом еще не урегулирован, поэтому приготовьтесь к тому, что придется разбираться не только в налоговом законодательстве, но и в правилах использования платежных систем.
- Доставкой товара покупателю. Покупка может направляться по почте, доставляться курьером либо выдаваться в пункте продажи. Какой способ предпочтительнее использовать, каждый владелец интернет-магазина решает сам.
Напоследок следует сказать, что полностью уйти в виртуальность не получится, т. к. все равно потребуется склад продукции. Это означает, что все сказанное ранее о помещении обычного магазина относится и к интернет-торговле — с той лишь разницей, что торговый зал вам не понадобится.
Еще больше материалов по теме в рубрике: "Бизнес".