Как оформить банковскую гарантию на возврат аванса?

31 декабря 2019 Сехина Мария Александровна 0
Банковская гарантия на возврат аванса оформляется тогда, когда заказчик передает часть денег исполнителю сразу после заключения договора и нуждается в обеспечении сохранности принадлежащих ему средств даже в том случае, если исполнитель нарушит свои обязательства. В этой статье читатель найдет информацию о сущности такого вида банковской гарантии, а также порядке ее оформления.

Что такое авансовый платеж?

Действующее гражданское законодательство не содержит определения авансового платежа, но при этом устанавливает понятие задатка. В соответствии с положениями ст. 380 ГК РФ он представляет собой определенную сумму, уплачиваемую одной стороной соглашения в пользу другой стороны в качестве доказательства заключения договора и с целью обеспечения его исполнения.

Арбитражный суд Московского округа в своем постановлении от 17.03.2015 № Ф05-1796/2015 по делу № А40-64439/14 указывает на то, что аванс обладает теми же функциями, что и задаток, за исключением обеспечительной. Это значит, что сторона соглашения, получившая денежные средства и не исполнившая свои обязательства, обязана вернуть их вне зависимости от того, по какой причине условия договора были нарушены.

Банковская гарантия возврата авансового платежа

Передавая контрагенту авансовый платеж, заказчик несет определенные риски. Если условия соглашения не будут выполнены, а исполнитель откажется возвращать полученный аванс, заказчик лишится возможности использовать принадлежащие ему денежные средства. Вернуть деньги можно через суд, однако эта процедура займет немало времени и потребует от заказчика определенных усилий.

ВАЖНО! Застраховать себя от возникновения подобных неприятных ситуаций заказчик может, потребовав от исполнителя предоставления банковской гарантии.

Под банковской гарантией на возврат аванса понимается обязательство банковской организации (гаранта) по возмещению заказчику (бенефициару) суммы аванса, уплаченного им исполнителю (принципалу), в том случае, если последний не исполнит свои обязательства и не вернет полученные деньги самостоятельно.

Банк, исполнивший свои обязательства перед бенефициаром, имеет право на предъявление принципалу требования по возмещению понесенных им расходов в порядке регресса. Порядок передачи такого требования, а также сроки его исполнения устанавливаются положениями договора о предоставлении банковской гарантии, заключаемого между банком и исполнителем.

Как оформить банковскую гарантию?

Процедура оформления банковской гарантии на возврат аванса состоит из следующих основных этапов:

  1. Выбор банка-гаранта. Чтобы получить гарантию на наиболее выгодных условиях, стоит изучить предложения на рынке банковских услуг. Для этого можно воспользоваться информационными сервисами, представленными на интернет-сайтах компаний, связаться с их представителями по телефону или лично посетить банковское отделение.
  2. Заключение договора на предоставление гарантии. В соответствии с п. 2 ст. 368 и п. 2 ст. 424 ГК РФ документ может быть составлен в письменном или электронном виде. Обязательным условием является наличие в нем всех необходимых реквизитов (в том числе печати банковской организации и подписи (в зависимости от вида документа — обычной или цифровой) ее представителя, обладающего правом на заключение подобных соглашений).
  3. Подготовка банковской гарантии и передача ее заказчику. На основании заключенного договора банк оформляет саму гарантию. Документ заверяется печатью банка и подписью его представителя, после чего передается заказчику, для обеспечения интересов которого он был составлен.

Стоимость банковской гарантии

Стоимость услуги по предоставлению банковской гарантии варьируется в зависимости от внутренней политики кредитной организации и суммы денежных средств, которая подлежит обеспечению. В среднем за получение гарантии придется заплатить от 2 до 4% от размера передаваемого аванса.

В том случае, если размер гарантии является существенным (у разных банков этот показатель также может отличаться), ее получателю придется предоставить материальное обеспечение услуги. В качестве обеспечения может выступать:

  • залог ликвидного имущества, принадлежащего исполнителю (недвижимости, товара и пр.);
  • поручительство учредителя компании-исполнителя или иных лиц и т. д.

В каких случаях сумма банковской гарантии авансового платежа уменьшается?

Если исполнитель по каким-либо причинам не соблюдает условия соглашения, банк обязан возместить заказчику уплаченный им аванс в полном размере. Что же делать в том случае, если исполнитель выполнил работы, оказал услугу, отгрузил товары частично?

Чтобы избежать разногласий относительно размера выплаты, которая должна быть перечислена заказчику в такой ситуации, сторонам договора банковской гарантии стоит включить в документ положение о возможности уменьшения суммы гарантии, а также подробно описать механизм его реализации.

Так, банковская гарантия на авансовый платеж может быть уменьшена после получения банком соответствующего письменного согласия заказчика. Основанием для снижения размера обязательства является документация, подтверждающая факт частичного исполнения партнером заказчика своих обязательств. К ней могут относиться копии:

  • транспортных накладных;
  • актов приема-передачи и пр.

***

Итак, банковская гарантия на аванс позволяет обеспечить интересы заказчика, передающего исполнителю определенную сумму денежных средств в качестве доказательства заключения соглашения о выполнении работ, оказании услуг, поставке товаров. Если исполнитель не выполнит свои обязательства и не вернет заказчику аванс, возместить финансовые потери придется банку. Сумма гарантии, подлежащей выплате, может уменьшаться в том случае, если исполнитель частично выполнил свои обязательства.

***

Больше полезной информации — в рубрике "Бизнес".

Источники:
  • Гражданский кодекс РФ
  • Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.03.2015 № Ф05-1796/2015 по делу № А40-64439/14