Открытие успешного бизнеса в маленьком городе: проблемы и вопросы выбора

25 августа 2015 Федянин Андрей Викторович 0

В маленьких городах найти хорошую работу нелегко. А в период кризиса количество проблем только увеличилось. Никто не увольняется, все держатся за свое место, ведь альтернативой низкооплачиваемой работе является полное безденежье. В такой ситуации открытие собственного дела видится удачным выходом из положения. Но возможно ли наладить прибыльный бизнес в небольшом городе?

Нюансы открытия своего дела в небольшом населенном пункте

Административного понятия «маленький город» не существует.

Условно, это населенный пункт, в котором проживает до 30-40 тысяч человек. Он имеет свои нюансы, отличающие его от больших городов. И главный из них – малая численность населения.

Как это влияет на предполагаемый бизнес? Двояко.

С одной стороны, вам трудно будет найти большое количество высококвалифицированного персонала.

С другой стороны, любое начинание моментально станет известно значительной части населения города, благодаря «сарафанному радио». Однако «сарафанное радио» не обязательно пойдет на пользу, ведь слухи могут нести ложную или некорректную информацию, которая сыграет отрицательную роль в развитии бизнеса.

Рассмотрим подробнее преимущества и недостатки открытия бизнеса в маленьком городе

Преимущества Недостатки
Отсутствие или низкий уровень конкуренции Наличие даже небольшой конкуренции может подвергнуть ваш бизнес неудаче
Большая вероятность наличия постоянных клиентов Низкая численность населения, и как следствие малая клиентская база
Экономия на оплате труда сотрудникам Полное или частичное отсутствие достойного уровня квалификации у предполагаемых работников
Отсутствие надобности в дорогостоящей рекламе Плохая репутация – пятно навсегда или, по меньшей мере, надолго
Наибольшим спросом пользуются самые обычные услуги и товары, что не требует от вас креатива или нестандартных решений Низкий уровень дохода и соответственно платежеспособности населения
Низкая арендная плата  
Дружественная атмосфера  

В целом достоинства превалируют над недостатками, причем ряд недостатков можно при определенных условиях рассматривать как достоинства. Так, необходимость упрочения своей репутации может уберечь вас от коммерческой ошибки. Конкуренция заставит проявить креативность, что может привести к новаторству в вашей сфере и стать основой уже не малого, а большого бизнеса. Учитывая особенности городка, вы сможете найти такое дело, которое нейтрализует все или многие недостатки.

Учет особенностей местного колорита

При создании бизнес-плана необходимо провести беглый мониторинг интересов жителей города. Первым шагом станет ознакомление со справочником товаров и услуг, а также личные наблюдения.

Здесь следует обратить внимание на:

  • отсутствие или недостаток каких-либо товаров или услуг;
  • расположение торговых точек;
  • наличие развлекательных пунктов: кинотеатры, танцевальные площадки.

После этого, желательно провести опрос жителей, фиксируя их предпочтения и желания. Допустим у многих есть приусадебные участки, а за семенами или культиватором приходится ездить в областной центр? Вывод: открыть магазин сельхозинвентаря. Если вы не располагаете средствами на открытие магазина, создайте службу доставки товаров, заказанных по каталогу.

Не стоит забывать о демографических особенностях населенного пункта. Это поможет при открытии бизнеса в сфере услуг, так как у людей разного пола и возраста различные потребности к самореализации. Нерентабельно открывать частный детский садик, если в городе мало детей и много неработающих пенсионеров. А идея с компьютерным клубом может провалиться при отсутствии молодежи.

Географическое положение города также может подсказать направление идеи для бизнеса. Используйте благоприятные климатические особенности для развития агро- и животноводческого бизнеса. А набирающий популярность эко туризм, обеспечит спрос на услугу палаточного городка неподалеку от живописного озера. Эти варианты рассчитаны как на местных, так на приезжих клиентов. Это дает вам возможность установить более высокие цены на товары и услуги, так как платежеспособность населения больших городов выше, чем маленьких.

Обзор популярных направлений в коммерции

Существует несколько возможных сфер развития вашего бизнеса.

Торговля

Данная сфера не всегда рентабельна из-за низких доходов населения. Поэтому ваша торговая точка должна находиться в месте, где нет магазина и отсутствует конкуренция, тогда как присутствует спрос, или предлагать товары, которые по вашему мнению необходимы жителям, но полностью отсутствуют в городе или имеются в маленьком ассортименте. В первом случае вы почти обречены на успех, если у вас будет качественный и недорогой товар. Во втором – бизнес не всегда бывает успешен, так как учесть потребности в отсутствующем товаре трудно. Поэтому лучшим вариантом будет доставка такого товара, заказанного по каталогу или прайс-листу. Не исключено, что рентабельной окажется франшиза не дорогого, но популярного бренда.

Сфера услуг

Найти востребованную, но не предоставленную услугу проще, чем такой же товар так как потребность в услуге может быть не так явно выражена. И появляется шанс первым создать хороший бизнес до появления конкурентов.

Рассмотрим для примера случай, когда поликлиника неудачно расположена в удаленных районах города. Не вызывает сомнения, что услуги такси в таком случае будут весьма востребованы. Разумно сделать скидку или акцию типа «Десятая поездка бесплатно». Это простимулирует людей снова обратиться именно к вам. А такие услуги как стрижка, маникюр, ремонт обуви и изготовление ключей даже с небольшой конкуренцией будут пользоваться большим спросом.

Сфера развлечений

Она всегда востребована, но требует вложений. Например, зал для проведения торжеств будет популярен, но его надо сначала приобрести и оформить, а это требует капиталовложений. С другой стороны, оборудование для 5D – кинотеатра быстро окупится, если не требовать слишком высокую плату за сеанс.

Общепит

Это еще одна перспективная идея для малого бизнеса.

Уютное, без изысков, кафе-мороженое имеет все шансы быстро завоевать любовь клиентов, особенно с детьми. При этом ассортимент может быть классическим: чай, кофе, какао, мороженое нескольких видов и булочки или пирожное.

Несколько вариантов идей для предпринимательства в условиях небольшого города

Обратимся к опыту первопроходцев и посмотрим, какие идеи малого бизнеса уже принесли прибыль. Причем не важно, кто является владельцем этих компаний: мужчина или женщина.

Разведение домашних животных

Бизнес вполне рентабельный. Вы можете разводить на продажу домашних животных, пользующихся спросом. Сбыт может осуществляться не только в пределах одного города, но и с выходом через интернет.

Определиться с видом животных на продажу не трудно. Вот примеры. Крыса-сфинкс, цена за особь в районе 500 рублей. Улитка ахатина крупная – около 200 рублей. Хорек или шиншилла – минимум 4500 рублей. Это не учитывая кошек и собак элитных пород, где цена может достигать более 30 тысяч. Но, разводя кошек или собак, вы становитесь заводчиком, где другие условия и большая конкуренция.

Аксессуары для домашних животных

Продолжая тему домашних животных, нельзя не упомянуть о дополнительных аксессуарах, которые также пользуются большим спросом: комбинезоны для собачки или домики для крысы, дразнилки, игрушки. Вполне рентабельным окажется шитье одежды для животных. Если не позволяет уровень профессионализма работников, то можно изготавливать гамачки для крыс или других мелких животных (цена в зоомагазине от 700-900 рублей). Проблему сбыта можно решить сдавая продукцию в местный зоомагазин или распространяя через интернет.

Образовательный центр

При создании образовательного центра можно ограничиться несколькими группами изучения английского языка, компьютерной грамотности или рисования. Желающие подработать учителя найдутся, а образовательные услуги востребованы везде, где есть дети.

В перспективе можно расширить ассортимент предлагаемых услуг.

Кофейня

Наиболее выгодным будет устроить точку по продаже ароматных пончиков, сняв угол в самом большом магазине города или арендовать ларек. В ассортименте должно быть несколько видов пончиков и напитков. На обслуживание точки необходимы два человека: один готовит, другой продает. Автомат для выпечки пончиков стоит от 50 до 130 тысяч в зависимости от параметров. Обычно окупаемость бизнеса хорошая.

Юридические и другие нюансы при открытии своего дела

Прежде чем начать свое дело, необходимо составить бизнес-план и проконсультироваться у юриста. В бизнес-плане необходимо учесть следующие моменты:

  • обзор спроса и предложений;
  • поставщики и партнеры;
  • производственный процесс;
  • персонал;
  • клиентская база;
  • юридические аспекты;
  • маркетинг и реклама;
  • организационный план;
  • возможные риски.

При отсутствии стартового капитала останется только найти предполагаемых инвесторов или взять кредит в банке.

Видео: Примеры стартапов для небольшого города

В данном видеоролике представлены одиннадцать идей для начала предпринимательской деятельности в небольшом населенном пункте.