Внешнее управление как процедура банкротства представляет собой комплекс мероприятий, применяемых к должнику с целью восстановления его платежеспособности. Основные вопросы внешнего управления при банкротстве будут рассмотрены в этой статье.
Внешнее управление при банкротстве: применимое законодательство
Основным нормативным документом, регулирующим мероприятия, осуществляемые при банкротстве, является закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее — Закон о банкротстве). Внешнему или экстернальному руководству в нем посвящена глава 6 (ст. 93-123), в которой, в частности, устанавливаются:
- порядок и результаты введения стороннего управления;
- понятие внешнего/экстернального управляющего;
- правомочия, процедура освобождения и отстранения внешнего руководителя;
- действия при осуществлении процедуры экстернального управления;
- порядок завершения стороннего руководства и полномочий экстернального управляющего.
Кроме того, разъяснения по внешнему управлению как процедуре банкротства даются в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда «О некоторых вопросах практики применения федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)”» от 15.12.2004 № 29 (пп. 37–44).
Установление внешнего управления при банкротстве предприятия
Введение стороннего руководства на предприятии-должнике относится к исключительной компетенции объединения кредиторов (подп. 2 п. 2 ст. 12 закона № 127-ФЗ) и устанавливается арбитражным судом на базе принятого ими решения. Исключением из этого правила являются случаи, предусмотренные законом № 127-ФЗ (например, пп. 1, 2 ст. 75 ФЗ № 127), когда арбитражный суд наделен правом по собственной воле в качестве меры оздоровления должника установить внешнее управление.
Внешнее руководство устанавливается на следующие сроки:
- 24 месяца в стандартной ситуации (полтора года первоначально и полгода продления);
- не более 2 лет при внедрении экстернального управления после мероприятий по финансовому оздоровлению должника;
- не более 2 лет и 3 месяцев для сельхозорганизаций (п. 3 ст. 178 Закона о банкротстве);
- не более 2,5 лет для градообразующих организаций (ст. 172 Закона о банкротстве).
Права и обязанности внешнего управляющего
Экстернальный руководитель правомочен:
- Реализовывать имущество должника, руководствуясь лимитами, установленными законодательством о банкротстве и опираясь на «дорожную карту» внешнего управления.
- Выступать от имени управляемого предприятия в судебных разбирательствах, в частности:
- заключать мировое соглашение;
- заявлять в суд иски о недействительности договоров, требования о взыскании убытков, причиненных органами управления и прочими должностными лицами, действовавшими на основании уставных документов предприятия-должника.
- Отказываться от исполнения сделок должника в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 102 Закона о банкротстве.
Круг обязанностей стороннего руководителя включает:
- Принятие под управление имущественный комплекс управляемого должника.
- Инвентаризационные мероприятия в отношении имущества должника и включение результатов проведенной инвентаризации в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение 3 будних дней.
- Разработку плана мероприятий по внешнему руководству, вынесение его на утверждение кредиторов и реализацию предусмотренных в нем мер.
- Оповещение кредиторов о проводимых мероприятиях по реализации плана внешнего управления и предоставление кредиторам отчета об итогах реализации.
- Проведение бухгалтерской, статистической, финансовой отчетности и учета.
- Ведение реестра претензий кредиторов, в том числе заявление протестов по предъявленным требованиям.
- Взыскание задолженности перед должником.
Последствия проведения внешнего управления
Следствием введения внешнего управления как процедуры банкротства предприятия должны стать:
- Переход управления предприятием от руководителя к стороннему управляющему. При этом управляющий правомочен либо уволить своим приказом руководителя должника, либо предложить ему перейти на другую работу в соответствии с действующим трудовым законодательством.
- Передача экстернальному руководителю полномочий от органов управления или собственника должника, которые в 3-дневный срок обязаны обеспечить сдачу бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов и прочих ценностей. К компетенции органов управления в этом случае относится лишь функция принятия решений по вопросам, перечисленным в п. 2 ст. 94 Закона о банкротстве, в том числе:
- об определении базовой стоимости акций;
- увеличении уставного капитала через размещение дополнительных акций;
- о заявлении ходатайств собранию кредиторов об учете в плане стороннего управления возможности допэмиссии акций.
В свою очередь, компетенция собственника унитарного предприятия — должника ограничивается принятием решений по вопросам, перечисленным в п. 3 ст. 94 Закона о банкротстве.
- Отмена прежних мер по обеспечению требований кредиторов.
- Введение запрета на возмещение требований кредиторов по денежным обязательствам и другим обязательным платежам в порядке и на условиях, определенных ст. 95 Закона о банкротстве.
***
В целом внешнее управление представляет собой сложную многоуровневую процедуру, требующую тщательного изучения, так как при верном и полном применении установленных законодательством мероприятий следует ожидать восстановления финансового состояния должника.