Конституционный суд рассмотрел обращение гражданина, оспаривающего конституционность некоторых правил и норм, призванных регулировать отношения в сфере предоставления услуг почтовой связи. Причиной стал факт того, что почтовое отправление в виде негабаритной посылки, отправленной им в адрес воинской части, не дошло до адресата и вернулось назад в силу невыполнения введённых для таких случаев почтой особых правил доставки. Однако посылку так и не выдали, даже самому отправителю, в силу того, что он не стал оплачивать счёт за обратную пересылку, придя к выводу, что оператор почтовой связи, ввёл отправителя в заблуждение касательно возможности доставки (Постановление КС РФ от 28 декабря 2022 г. № 59-П).
Суды общей юрисдикции по итогам рассмотрения иска гражданина о защите прав потребителей сделали заключение о том, что проверка верности написания адреса получателя не входит в компетенцию оператора, а риск невозможности доставки по назначению почтового отправления ложится на отправителя.
В результате спорные правила оказались предметом рассмотрения КС РФ в той части, в какой на их базе рассматривается вопрос о верности распределения финансового бремени в связи с возвращением почтового отправления при приведённых выше обстоятельствах.
Конституционный Суд не нашёл оснований для нахождения имеющих отношение к вопросу положений законодательства неконституционными. Он подчеркнул, что договорные отношения по предоставлению услуг связи, как и поведение различных участников гражданского правового оборота, должны находиться в соответствии с принципом добросовестности. Работа почты (как и других «квазипубличных» организаций, в отношении которых государство выполняет функцию управленческого контроля) обязана соответствовать повышенным стандартам добросовестного поведения, повышающим авторитет публичной власти.
Если посылка принята оператором почтовой связи без любых оговорок и замечаний, в результате чего у отправителя могло появиться убеждение, что им были выполнены все требования, нужные для своевременной и верной доставки, возврат отправления в силу невозможности его доставки адресату и выдвижение требования об оплате обратной пересылки по общему правилу не могут быть соотнесены с упомянутыми выше правомерными ожиданиями пользователей услуг почтовой связи. Здесь нужно вспомнить, что потребитель является более слабой стороной.
В связи с этим КС РФ указал, что публикация на видном месте правил адресования, упаковывания и оплаты пересылки почтовых отправлений внутри отделения почты на видном месте не говорит о полноценном исполнении оператором обязанности по донесению информации до пользователей об условиях предоставления услуг, хотя и может приниматься во внимание судом в одном ряду с другими фактическими обстоятельствами дела, в том числе особенностями заказчика.