Кто должен представлять аудиторское заключение в Росстат

09 апреля 2020 Бушмин Сергей Викторович 0
Кто должен представлять аудиторское заключение в Росстат в 2020 году? Какие изменения произошли в 2020 году и какие нормы существовали ранее? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.

Изменения - куда сдавать отчетность

В 2018 году были внесены изменения в закон о бухгалтерском учете (закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ). Согласно внесенным поправкам ст. 18 о ГИР БО вступила в силу 01.01.2020. А это значит, что Росстат передает свои полномочия ФНС в части формирования и ведения ГИР БО. Таким образом, Росстат больше не принимает ни бухгалтерскую отчетность, ни аудиторские заключения.

Справка: ГИР БО — это совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторских заключений хозяйствующих субъектов в случаях, когда субъект имеет обязанность представлять бухотчетность и подлежит обязательному аудиту (п. 1 ст. 18 закона № 402-ФЗ).

Начиная с годовой отчетности за 2019 год организации уже сдают балансы и аудиторские заключения в ФНС РФ. Но доступ к бухгалтерской отчетности организаций за прошлые отчетные периоды ФНС предоставить не сможет. Для получения такого доступа необходимо обратиться в Росстат. Напомним, что срок хранения бухгалтерской отчетности составляет 5 лет после отчетного года.

Какие организации должны сдавать аудиторское заключение

Обязанность по сдаче аудиторского заключения в Росстат была установлена в ст. 18 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ до внесенных изменений и в нормативных актах Росстата. Так, в приказе ведомства от 31.03.2014 № 220 указано, что, если годовая бухгалтерская отчетность компании подлежала обязательной проверке со стороны аудиторов, в органы статистики необходимо было в обязательном порядке представлять отчет. В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ указаны критерии, по которым руководители и должностные лица смогут определить, подлежит ли организация ежегодной проверке со стороны аудиторов.

Подробнее об аудите читайте в этой статье.

Помимо этого, можно опираться на следующие нормативные акты:

  • ч. 4 ст. 18 закона «Об участии в долевом строительстве…» от 30.12.2004 № 214-ФЗ (застройщики);
  • п. 8 ст. 7.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (госкомпании);
  • п. 2 ст. 7.1 закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (госкорпорации);
  • ч. 4 ст. 12 закона «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ (СРО).

В Росстат аудиторское заключение должны были подавать следующие субъекты:

Обязанность представлять аудиторское заключение не относится к сельхозкооперативам, органам государственной и местной власти, государственным внебюджетным фондам, унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям.

Узнайте больше информации об аудиторской проверке.

Что должно быть указано в аудиторском заключении

Форма и содержание заключения должны соответствовать требованиям законодательства и аудиторских стандартов. Изменение адреса не поменяло требования к составлению документа. В заключении указывается следующее:

  • наименование адресата (для кого оно предназначено);
  • наименование аудируемой организации и сведения о ней;
  • информация об аудиторской фирме;
  • ответственность аудитора и проверяемой организации;
  • перечень проверенной финотчетности;
  • объем работы, выполненной аудитором;
  • мнение аудитора, проводившего проверку отчетности (указание обстоятельств, оказывающих влияние на достоверность информации в финансовых документах);
  • подпись аудитора;
  • дата, на которую составлено заключение.

В основной части документа приводятся основания для составления выводов о достоверности представленной финотчетности. В результатах проверки аудитор отражает свое мнение, которое может быть:

  • немодифицированным (если проверяющий считает, что финотчетность достоверно отражает результаты деятельности организации);
  • модифицированным (в противоположном случае).

Модифицированное мнение может быть:

  • мнением с оговоркой (если в ходе проверки выявлены значительные искажения, но они не оказывают влияния на большую часть значимых элементов отчетности);
  • отрицательным мнением (если искажения затрагивают важные показатели финотчетности); это означает, что аудитор не подтвердил достоверность проверенной документации;
  • отказом от выражения мнения (если проверяющему специалисту не был предоставлен доступ к отчетности или руководство организации препятствовало проведению проверки).

Образец аудиторского заключения доступен здесь.

Сроки и порядок представления заключения

В п. 5 ст. 18 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ указано, что аудиторское заключение можно сдать двумя способами:

  • вместе с годовой бухотчетностью;
  • отдельно от отчетности в любой день на протяжении года, наступившего вслед за отчетным периодом (до 31 декабря), но это надо сделать в течение 10 дней, идущих за датой аудиторского заключения.

Важно! Так как количество экземпляров отчета заранее согласовывается с аудитором, не забудьте заказать дополнительный экземпляр.

Днем сдачи отчета считается:

  • дата непосредственного предоставления в ФНС;
  • дата почтового отправления;
  • дата отправки заключения в электронном формате, зафиксированная ФНС или оператором связи.

Заключение с выводами аудитора предоставляется:

  • в форме электронного документа, отправленного по телекоммуникационным каналам связи;
  • на бумажном носителе, предоставленном в ФНС лично руководителем организации или уполномоченным лицом, а также отправленном в виде заказного почтового отправления.

Наказание для нарушителей

Ст. 19.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность для организаций и руководителей за несвоевременное предоставление результатов проверки внешними аудиторами в проверяющие органы. Дела нарушителей рассматриваются в судебном порядке.

Установлены следующие размеры штрафов:

  • для должностных лиц — 300–500 руб.;
  • для компаний — от 3 до 5 тыс. руб.

Важно! Уплата штрафа не освобождает вас от обязанности пройти аудит и сдать соответствующее заключение.

Кроме того, нарушители будут наказаны по ст. 15.11 и 15.19 КоАП.

За отсутствие обязательного аудиторского заключения для ответственных лиц установлены такие штрафные санкции:

  • от 5 тыс. до 10 тыс. руб. — при первичном нарушении;
  • от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 до 2 лет — при повторном.

Более весомые штрафные санкции предусмотрены за нераскрытие информации на финансовых рынках:

  • для должностных лиц — от 10 тыс. до 50 тыс. руб.;
  • для организаций — от 300 тыс. до 1 млн руб.

Письмо об отсутствии выводов аудитора

Ранее, если вы на протяжении отчетного периода не осуществляли хозяйственную деятельность и не получали доходы, нужно было отправить письмо в Росстат об отсутствии аудиторского заключения. Письмо можно было отправить на электронный адрес ведомства или «Почтой России».

К форме письма не были установлены строгие требования — достаточно написать его на бланке с реквизитами юридического лица. В шапке заявления указывали наименование получателя (им будет статведомство), наименование отправителя, адрес, ОКВЭД. В основной части уведомляли Росстат о том, что у организации отсутствуют условия, установленные ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности».

Скорее всего, данные требования останутся прежними, за исключением того факта, что письмо придется писать теперь не в Росстат, а в ФНС.

***

До 2020 года хозяйствующие субъекты были обязаны помимо бухгалтерской отчетности подавать аудиторское заключение в Росстат. Начиная с годовой отчетности данные документы следует представлять только в ФНС. В Росстат больше ничего сдавать не нужно.

***

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Аудит».

Источники:
  • Налоговый кодекс РФ
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях
  • закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ
  • закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ
  • закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ