Где получить договор социального найма жилья?

22 ноября 2018 Сехина Мария Александровна 0

После получения на руки решения о предоставлении квартиры в наем, встает следующий вопрос: где получить договор социального найма. Оно и понятно, так как одно решение, без оформления договорных отношений, является лишь основанием для возникновения права, но не закрепляет этого его и не подтверждает возможность использования жилища. Итак, куда нужно идти?

Кому принадлежит квартира

Как следует из понятия социального найма, установленного ст.60 ЖК РФ, передаваемое жилье относится к государственному жилищному фонду или муниципальному. Отсюда следует, что владельцем объекта недвижимости соответственно является либо государство, либо определенное муниципальное образование.

Для того чтобы понять, куда обратиться за заключением договора о найме жилища, необходимо внимательно ознакомиться с решением на выдачу такого жилья. Там Вы сможете определить, к какому уровню власти относится недвижимость, а, следовательно, и где получить договор социального найма жилья.

Если решение исходит от органов власти федерации или ее субъекта, то выделяться квартира будет из резервов государственного фонда, а если от муниципалитета, то он и гарантирует выдачу такой недвижимости.

Важно учитывать, что муниципалитет в соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса, обязан предоставить жилище малоимущим гражданам России, проживающим в пределах конкретной территории. А вот из федерального фонда жилье предоставляется слоям населения, которые признаны законодателем нуждающимися в получении недвижимости.

Получение муниципальной квартиры

На получение муниципальной квартиры имеют право разные категории граждан. Прежде всего, это граждане, которые были признаны малоимущими, не имеющими своего жилища. Помимо этого, жилые помещения предоставляются людям, проживающих в зданиях, принадлежащих муниципалитету, в случаях, если такие здания решено снести, либо они признаны аварийными и опасными для дальнейшего проживания людей.

Предоставление жилья муниципалитетом также необходимо в случаях, когда занимаемое гражданами здание решено перевести в объект нежилого фонда.

Отдельно выделяются, в очереди на предоставление жилища, граждане, которые уже имеют квартиру, закрепленную за ними договором найма, но решившие обменять ее на жилую площадь меньшего размера (в случае если площадь жилья больше установленной нормы).

Итак, вне зависимости от причины, у Вас появилось право на получение муниципального жилья (имеется соответствующее решение муниципалитета), куда идти дальше?
Для заключения договора Вам нужно обратиться в администрацию Вашего муниципального образования. Там Вам подскажут нужный отдел. Единого наименования такой отдел не имеет и в каждом населенном пункте называется по-разному. Возможно также обращение через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Важно подчеркнуть, что все услуги, связанные с оформлением жилища, предоставляются бесплатно и срок предоставления услуг не должен превышать 1 месяца. Срок в 10 дней установлен для лиц, подавших заявление о предоставлении жилья меньшей площади.

В отдел Вам нужно представить документы, подтверждающие:

  • состав семьи (копии паспортов, свидетельств о рождении, свидетельства о браке и т.п.);
  • право на получение жилища (решение муниципалитета о выделении жилья);
  • снос здания или переведение его в нежилой фонд, о признании его аварийным и т.п.;
  • выписки из домовой книги по месту регистрации всех членов семьи (плюс копия выписки из финансового лицевого счета);
  • справки с Росреестра об отсутствии у всех членов семьи в собственности жилых помещений.

Этот перечень документов может варьироваться в зависимости от конкретных обстоятельств, поэтому перед обращением лучше проконсультироваться о необходимом комплекте документов.

Получение государственной квартиры

Право получить квартиру из государственного фонда имеют те категории лиц, которые определены специальными федеральными законами. Например, к таким гражданам следует относить:

  • инвалидов I и II групп;
  • лиц, ставших инвалидами в связи с ликвидацией последствий Чернобыльской аварии;
  • ветеранов Великой Отечественной Войны;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут проживать в одном помещении с другими людьми;
  • жертв катастроф и стихийных бедствий, которые утратили свое жилье в связи с данными событиями;
  • военнослужащих, получивших увечья вследствие профессиональной деятельности и др.

Для оформления договора социального найма потребуется обратиться в органы исполнительной власти субъекта РФ (обычно это министерства социальной защиты).

Сделать это нужно с комплектом документов, подтверждающих Ваше право на получение жилища:

  • это решение о предоставлении жилья;
  • выписки из Росреестра, подтверждающие отсутствие жилья в собственности;
  • выписка из домовой книги о регистрации по месту жительства; 
  • документы, подтверждающие основания: медицинское заключение о наличии хронического заболевания или группу инвалидности, документы подтверждающие участие в ВОВ, ликвидации радиационной катастрофы, о несении службы во время военных действий на территории другого государства и др. 

Нужно сказать, что этот перечень также варьируется от Вашей индивидуальной ситуации, поэтому для того чтобы сэкономить время, лучше получить список нужной документации заранее.
Все услуги также предоставляются совершенно бесплатно и в срок, не превышающий календарного месяца.

Процедура заключения договора

После подачи в уполномоченный орган полного комплекта документов, Вам будет выдана расписка в их получении, а также указана дата явки для подписания соглашения о найме. Явившись в назначенный день, Вы подписываете договор, один экземпляр забираете себе на хранение, а другой оставляете представителю власти. С этого дня документ начинает действовать, а Ваши права на владение недвижимостью – охраняться.