Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке

01 декабря 2017 Горбылева Елена Николаевна 0
Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке — это состояние, которое позволяет одной компании либо их группе существенно влиять на конкуренцию. О критериях определения и возможных последствиях такого состояния расскажем в нашей статье.

Доминирующее положение хозяйствующих субъектов на ранке

Перечень критериев, по которым определяется возможность конкретной организации или нескольких компаний совместно доминировать на определенном рынке, установлен в статье 5 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Согласно части 1 обозначенной статьи, основным критерием для признания доминирования компании является доля фирмы, превышающая 50% объема покупок (продаж) конкретного товара, если только сотрудниками ФАС не будет признано, что конкретный субъект, несмотря на столь значительную долю рынка, не может оказывать на него существенного влияния. В силу части 5 статьи 5 ФЗ № 135 к числу доминирующих субъектов также относятся естественные монополии.

Состояние доминирования может быть признано и при концентрации у одного субъекта доли рынка в размере свыше 35%. Для этого, в силу части 1 статьи 5 ФЗ № 135, у конкретной организации и ее конкурентов должны быть стабильные, мало изменяемые на протяжении времени, размеры долей на рынке, а также наличие трудностей в доступе на рынок новых компаний или иные подобные условия. При этом признать доминирующим субъекта хозяйствования допустимо лишь в случае, если это прямо обозначено в законе (часть 6 статьи 5 ФЗ № 135) или речь идет о нескольких субъектах, которые в совокупности являются доминирующими (часть 3 статьи 5 ФЗ № 135).

Доминирование группы организаций

Важно помнить, что доминирующим может быть признан не только 1 субъект, но и группа компаний. Для такого признания необходимо соблюдение сразу 3 условий (часть 3 статьи 5 ФЗ № 135):

  1. Доля 3 крупнейших участников рынка суммарно составляет больше 50 % либо 5 крупнейших субъектов занимают более 70% рынка. При этом каждый из перечисленных участников рынка должен обладать долей в 8% и более.
  2. В течение года либо более длительного периода величины долей перечисленных субъектов неизменны либо подвержены несущественным колебаниям, а доступ на рынок прочих участников осложнен.
  3. Продаваемый товар невозможно заменить аналогами, рост не обусловлен колебанием спроса, информация об условиях реализации или цене доступна лишь ограниченному кругу субъектов.

Исключения из правил

При этом перечисленные выше правила не распространяются на следующих субъектов (даже если те подпадают под признаки доминирующих):

  • организации, в которых учредителями выступают только граждане, и выручка за последний год не превышает 400 млн руб. (часть 2.1 статьи 5 ФЗ № 135);
  • ИП, размер выручки которого за последний календарный год меньше 400 млн руб.

Часть 4 статьи 5 ФЗ № 135 также позволяет любой организации представлять в органы ФАС доказательства, которые свидетельствуют о том, что положение компании, несмотря на значительную долю контролируемого рынка, не является доминирующим, то есть конкуренцию на данном рынке не ограничивает.

Процедура фиксации доминирующего положения

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 23 ФЗ № 135, фиксация факта доминирования конкретного хозяйствующего субъекта проводится на основании решения ФАС, которое принимается по результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке либо в ходе рассмотрения материалов о нарушении условий конкуренции. Процедура проведения исследования состояния конкуренции на товарном рынке определяется порядком, утвержденным приказом ФАС «Об утверждении…» от 28.04.2010 № 220.

Нормами пункта 1.3 данного порядка установлены основные этапы изучения конкуренции на конкретном рынке, в том числе:

  1. Установление интервала времени для проведения анализа.
  2. Определения продуктовых и географических границ рынка.
  3. Установление круга участников рынка.
  4. Определение методики расчета общего объема рынка и долей в нем отдельных компаний.
  5. Расчет уровня концентрации рынка.
  6. Рассмотрение вопросов о наличии барьеров и препятствий для свободного доступа.
  7. Оценка степени конкуренции на рынке.
  8. Составление аналитических отчетов, по результатам которых принимается решение о доминировании того или иного субъекта.

Субъекты, признанные доминирующими, включается в специальный реестр, основания и порядок ведения которого определены пунктами 1, 2 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.12.2007 № 896. Реестр доступен для ознакомления на сайте ФАС.

Злоупотребление доминирующим положением на рынке

В силу статьи 5 ФЗ № 135 факт доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке сам по себе еще не означает нарушения норм антимонопольного законодательства. Нарушением, в силу статьи 14.31 КоАП РФ, признается злоупотребление таким положением.

Часть 1 статьи 14.31 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за действия либо бездействие доминирующего субъекта, которые могут повлечь ущемление интересов других участников рынка, но при этом не препятствуют конкуренции. Размер санкции за данные нарушения колеблется в пределах от 300 тыс. до 1 млн руб.

Часть 2 статьи 14.31 КоАП предполагает более серьезные санкции за действия, которые ориентированы именно на воспрепятствование конкуренции и, соответственно, направлены не против неопределенного круга участников рынка (покупателей, продавцов и т. д.), а непосредственно против конкурентов (как уже имеющихся, так и потенциальных). Размер санкции по данной части статьи определяется исходя из размера выручки компании, полученной с нарушением правил о добросовестной конкуренции.

Важно помнить, что нормы статьи 14.31 КоАП РФ устанавливают лишь ответственность за злоупотребления на рынке, допущенные доминирующим субъектом. Конкретные формы и способы злоупотребления особым положением предусмотрены статьей 10 ФЗ № 135.

Формы злоупотребления доминирующим положением на рынке

Часть 1 статьи 10 ФЗ № 135 указывает на следующие формы злоупотребления своим особым положением на рынке:

  1. Установление чрезмерно завышенных либо излишне заниженных монопольных цен на конкретный товар. Определение таких цен содержится в статьях 6 и 7 ФЗ № 135, согласно которым завышенной считается цена, превышающая сумму затрат производителя (продавца), величину прибыли и аналогичную цену, которая сформировалось на другом сопоставимом рынке для данного товара. Соответственно, монопольно низкой ценой является величина, которая не покрывает необходимых расходов (т. е. не обеспечивает достаточную прибыль) и оказывается ниже аналогичных цен на сопоставимых рынках.
  2. Умышленное уменьшение количества товара (изъятие из оборота) в целях повышения на него отпускной цены.
  3. Навязывание своим контрагентам условий, которые не обусловлены требованиями законодательства или обычными для заключения подобных сделок правилами.
  4. Умышленное сокращение (прекращение) производства востребованной на рынке продукции при наличии возможности его производства в условиях рентабельности.
  5. Отказ от сделки либо уклонение от ее заключения, если у доминирующего субъекта имеется возможность производства и поставки конкретного товара.
  6. Установление для разных контрагентов различных цен для поставки конкретного товара при сопоставимых условиях.
  7. Искусственное создание условий, дискриминирующих других участников рынка.
  8. Воспрепятствование в доступе на рынок других организациям (конкурентам) или в выходе из рынка прочим участникам экономических отношений.

 *** 

Подводя итог, остается отметить, что доминирование на рынке само по себе не является неправомерным действием хозяйствующего субъекта. Однако наличие особых преимуществ в силу доминирования создает условия для различных злоупотреблений, на борьбу с которыми и направлено действующее антимонопольное законодательство.