Акт приема-передачи денежных средств может являться приложением к договору займа, дарения, купли-продажи. Если его не составлять, то потом крайне трудно будет доказать, что средства реально были переданы, — а это неизбежно ведет с всевозможным претензиями и спорам. Разберемся, как избежать проблем, составляя такой акт.
Когда составляется акт приема-передачи денег
Сам по себе акт приема-передачи денежных средств обычно не является самостоятельным документом и выступает лишь в качестве приложения к какому-либо договору — возмездному (договор купли-продажи, аренды и т. д.) или безвозмездному (дарение денег).
Единственное исключение — это бухгалтерский акт передачи денежных средств, составляемый при передаче содержимого кассы от одного бухгалтера к другому. Впрочем, и в этом случае специалисты рекомендуют не составлять акт, а проводить инвентаризацию наличности по типовому акту.
Смысл составления такого акта в том, чтобы однозначно подтвердить, что некая денежная сумма полностью передана одним лицом (физическим или юридическим в лице представителя) другому лицу. Конечно, это можно оформить и распиской, однако акт надежнее. Причины этого:
- акт получения денежных средств подписывается обеими сторонами, а не одной;
- акт не налагает обязательств ни на одну из сторон, а лишь фиксирует факт передачи, поэтому его проще использовать в качестве приложения к договору.
Об образце акта передачи денежных средств
Бланк акта приема-передачи денежных средств |
Закон не содержит обязательных требований к этому документу, однако на практике в нем указываются следующие сведения:
- дата, время и место, где был составлен акт;
- данные о сторонах, участвовавших в его составлении: для граждан минимумом будет полное имя и данные паспорта, для организаций — полное наименование и данные о регистрации (но чем полнее информация, позволяющая достоверно установить сторону, тем лучше);
- основание передачи денег: для граждан это необязательно, но для коммерческих организаций крайне необходимо, поскольку им запрещено совершать в отношениях друг с другом дарение; следовательно, здесь необходимо сослаться на возмездный договор (купли-продажи, оказания услуг и т. д.);
- передаваемая сумма (здесь лучше пользоваться бухгалтерскими правилами и указывать ее и цифрами, и прописью);
- способ передачи (наличные, банковский перевод, передача векселей и т. п.);
- подписи и печати сторон (при наличии).
Некоторые тонкости составления акта
В том случае, если какая-то сторона действует не лично, а через представителя, который должен подписывать акт, к документу необходимо прилагать копию доверенности. В отношении юридических лиц, от которых действуют их руководители, этого не требуется — достаточно в тексте акта указать, что лицо действует на основании устава.
Если акт составляется как приложение к договору, лучше всего шапку (за исключением, естественно, названия документа) копировать из него. Единообразие не только выглядит красивее, но и служит дополнительным доказательством того, что договор и акт являются взаимосвязанными.
Наконец, поскольку акт является двусторонним документом, он имеет неочевидные на первый взгляд особенности:
- сторона, несогласная с формой или содержанием документа, вправе вносить в него свои исправления, утверждаемые другой стороной (распиской или кассовым чеком/ордером это сделать труднее);
- из двусторонности следует и наличие 2 экземпляров, поэтому акт получают обе стороны (и это тоже избавляет от возможных претензий в будущем).
Еще больше материалов по теме в рубрике: "Акт".