«Цифра» как национальная идея России
Цифровая трансформация на период до 2030 года является в России одной из национальных целей. Это определено президентским указом от 21.07.2020 № 474.
Цель предполагает:
- достижение «цифровой зрелости» всех основных отраслей экономики и социума;
- обеспечение широкополосным интернетом не менее 97% домохозяйств;
- масштабное увеличение финансирования отечественных решений в области информационных технологий;
- доведение доли социально значимых услуг, получить которые можно в электронном виде через интернет, до 95%.
Д. Чернышенко сообщил, что в отношении госуслуг у кабмина более амбициозные планы, чем определено указом № 474. Наработки правительства предполагают к концу 2022 года перевести в онлайн 100% услуг, предоставляемых гражданам государственным аппаратом.
Пандемия задала цифровизации госуслуг ускоренный темп
Период ограничений, связанных со сдерживанием распространения коронавируса, показал, что российское правительство в критической ситуации способно запускать предоставление госуслуг с колес — в значительно меньшие сроки, чем это происходит в «мирное» время. «За эти три тяжелых ковидных месяца мы на-гора выдали 12 госуслуг, они стали полностью цифровыми», — сказал Чернышенко.
Речь идет об оформлении и выдаче материнского капитала, пособий, больничных и электронных пропусков. От граждан было принято 50 миллионов электронных заявлений, оказано 46 миллионов услуг онлайн — без хождения по кабинетам и сбора справок.
Это очень высокий результат, отмечает зампред правительства. Достигнут он в том числе благодаря объективным преимуществам цифровизации:
- сокращение сроков предоставления услуг;
- значительное снижение отказов по формальным признакам;
- исключение таких факторов, как утеря запроса или отсутствие ответа на него.
Россияне на практике почувствовали эти преимущества и удобство получения услуг онлайн. Поэтому важно удержаться на волне, сохранить темп и перейти к массовому переводу государственных и муниципальных услуг в цифровой вид.
Каждому ведомству на местах — по ИТ-чиновнику
Достичь поставленной цели без комплексной перестройки и цифровизации рабочих процессов ведомств невозможно, считают в кабмине. Одним из первых решений М. Мишустина на посту премьер-министра было назначение в каждом федеральном ведомстве ответственных за цифровую трансформацию или руководителей цифровой трансформации (РЦТ) в ранге замминистра.
Все РЦТ — высокопрофессиональные ИТ-специалисты. Они внедрили в ведомствах внутренние программы цифровой трансформации и замкнули на себе все процессы по переводу госуслуг в онлайн.
Работа идет активно и видно, что механизм запущен правильный, говорит Чернышенко. Однако пока на федеральном уровне, в то время как услуги гражданам оказываются в муниципалитетах, а не из министерских кабинетов.
Необходимо выстроить единую архитектуру информационных систем с таким же механизмом управления на всех уровнях исполнительной власти — федеральном, региональном и муниципальном.
Заместитель председателя правительства попросил президента дать поручение главам субъектов РФ назначить буквально в каждом региональном ведомстве на уровне заместителя руководителя ответственного за цифровую трансформацию по аналогии с федеральными РЦТ.
Реализация этого поручения позволит эффективно координировать перевод госуслуг в электронный вид по сквозному принципу. Допустим, РЦТ Минздрава будет решать насущные вопросы (например, унификации регламентов типовых услуг) напрямую с региональными и муниципальными чиновниками, ответственными за цифровизацию услуг в сфере здравоохранения.
В. Путин инициативу кабмина поддержал и обещал дал соответствующее поручение.
***
Больше информации по теме — в рубрике Телефон, интернет.