Планируется, что он заменит действующий Закон от 19 апреля 1991 г. № 1032-1. Новый Закон о занятости населения должен вступить в силу с 1 января 2024 года. Ожидается юридическое закрепление понятий «самозанятый» и «платформенно занятый». Под первым будет пониматься личная работа, направленная на регулярное получение дохода. Платформенно занятыми будут считаться граждане, лично выполняющие работы или оказывающие услуги на основе заключенных договоров и использующие цифровые платформы занятости. Примерами работников такого типа являются курьеры и таксисты. Вопросы, вытекающие из этих форм занятости, будут урегулированы специальным ФЗ.
Автономная глава нового варианта Закона рассматривает мониторинг и прогнозирование трудового рынка. В целях проведения его объективной оценки службами занятости с применением единой цифровой платформы будут собираться официальные статистические данные. На их базе органами исполнительной власти и другими профильными официальными структурами будет осуществляться мониторинг и прогнозирование ситуации на рынке труда.
Закон определяет необходимость проведения мероприятий госполитики в области занятости:
- помощь людям в обнаружении подходящей работы, в которую входят различные консультации, включая и направленные на составление резюме;
- проведение временного трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
- содействие во временном трудоустройстве безработным гражданам, имеющим трудности в поиске занятости;
- соцадаптация официальных безработных на рынке труда;
- психологическая поддержка безработных;
- помощь в организации безработными гражданами предпринимательства, включая предоставление им единовременной финансовой помощи в силу госрегистрации в качестве ИП или самозанятого, регистрации создаваемого юридического лица или КФХ;
- помощь работодателям в подборе нужных работников;
- проведение ярмарок вакансий и рабочих мест;
- предоставление гражданам сведений о ситуации на рынке труда в субъекте РФ, о наличии определённых социально-трудовых прав, развитии различных форм занятости, включая платформенную занятость, и другие.
На необходимую помощь при трудоустройстве могут рассчитывать граждане, встретившиеся с трудностями в сфере поиска трудоустройства, включая тех, кто находится под ожидаемым увольнением, не имеющие работы многодетные родители и родители детей-инвалидов. Работодатели получат помощь в организации особых рабочих мест, в реализации мероприятий по обеспечению занятости работников, которых касается риск увольнения.
Кроме этого регламентируется решение вопроса о предоставлении экономической помощи работодателям, которые принимают на работу молодежь, студентов различных образовательных организаций, включая школьников.
Меняется и схема назначения пособия по безработице. Основанием станет исполнение безработным всех мероприятий, приведённых в индивидуальном плане содействия занятости. Данный план будет создаваться сотрудниками органов службы занятости на единой цифровой платформе по согласованию с гражданином. В нем приводятся данные о подходящей для гражданина работе и его профильной группе, а также о списке мероприятий, выполняемых службой занятости в отношении гражданина с учётом его профильной группы.
Соответствующая работа будет устанавливаться органом принимая во внимание образование и квалификацию гражданина, его специализации и навыки, желаемый тип работы и местонахождении рабочего места, вид занятости, объём зарплаты, социальное положение и условия жизненной ситуации гражданина.